Александр Дитятин: «Бывшим чемпионам важно знать, что их помнят»

Георгий НАСТЕНКО

03.08.2017

7 августа исполнится 60 лет трехкратному олимпийскому чемпиону по спортивной гимнастике Александру Дитятину. В общей сложности на крупнейших международных соревнованиях советский атлет завоевал 22 награды. Феноменальный результат, особенно учитывая, что ему пришлось закончить карьеру на взлете из-за последствий тяжелой травмы. Александр Николаевич не сломался, нашел себя в тренерской профессии, а в последние годы заведует кафедрой в университете имени Герцена в родном Петербурге. 

культура: Для гимнаста у Вас высокий рост — 178 сантиметров. Часто вносили коррективы в систему подготовки? 
Дитятин: На международном уровне все соперники были ниже. Cамое удивительное, что, когда начинал заниматься спортом в девять лет, был самым маленьким в классе. На построении всегда замыкал колонну. А в 15–16, в момент наиболее интенсивного роста, ситуация изменилась. Определенные трудности возникали, но на результаты они не влияли. Высокому гимнасту приходится тратить больше сил и времени на освоение тех или иных элементов, только и всего. Надо запастись терпением и упорно работать.

культура: По современным меркам поздно пришли в спорт? 
Дитятин: Тогда это считалось нормальным. А сейчас девятилетнего пацана называют «стариком». Но его могут взять к себе серьезные тренеры, если он низкий, крепкий и от природы координированный.

культура: С детских лет до триумфа на московской Олимпиаде-80 Вас тренировал один наставник — Анатолий Ярмовский. Уникальный случай... 
Дитятин: Да, у Анатолия Григорьевича начал заниматься еще в общеобразовательной школе. Он воспитал многих сильных спортсменов, но наше сотрудничество стало наиболее плодотворным. 

культура: Блиставшие в 1970-е Николай Андрианов и Эйзо Кенмоцу, казалось, намного опередили свое время. Сложно было бросить им вызов?
Дитятин: В гимнастике это постепенно происходит, в процессе большой каждодневной работы. В 1966 году обычное сальто считалось элементом уровня кандидата в мастера спорта, а о двойном тогда даже и не думали. Через несколько лет после моего прихода в сборную СССР Дмитрий Билозерчев, только вышедший на международный уровень, считал этот элемент обычным делом. В нашем виде техническая подготовка стремительно прогрессирует. Непрерывно улучшается методика тренировочного процесса, а также правильного психологического настроя. 

культура: Методика отбора тоже изменилась? 
Дитятин: Здесь все по-прежнему. Тренеры в первую очередь смотрят, чтобы мальчик и его родители не были высокими. Затем оценивают силу и гибкость. 

культура: Вы участвовали в двух Олимпиадах — Монреале-76 и Москве-80. Какая была лучше организована?
Дитятин: В нашей стране с задачей справились намного лучше. Например, в Олимпийской деревне в комнате жили по два человека, а в Канаде селили по шесть-семь. Спали на двухэтажных кроватях — как в купе поезда, только пошире. Впрочем, в те годы на такие мелочи не обращали внимания. Мы не были избалованы. Тогда олимпийских чемпионов в гостиницах обеспечивали худшими условиями, чем сейчас — кандидатов в юношескую команду. Приезжая в столицу на всесоюзные турниры, мы часто останавливались не в центре, а на окраинах, где до станций метро еще надо было добираться.

культура: После окончания карьеры Вы стали одним из самых успешных тренеров страны, но в 1990-е резко сменили род деятельности. Почему? 
Дитятин: Когда началась перестройка, у меня занимались пять мастеров спорта международного класса и целый ряд перспективных ребят. Всем им полагались стипендии и талоны на питание. Но с развалом Союза парни переключились на другие сферы деятельности, пришлось и мне сменить профессию. А поскольку я всегда выступал за «Динамо», и звездочки на погонах имелись, то смог перевестись на службу в международный аэропорт Пулково-2, где проработал семь лет до выхода на пенсию.

культура: Назад на преподавательскую стезю не тянуло?
Дитятин: Далеко от себя гимнастику никогда не отпускал. В Петербурге проведено уже 17 турниров на призы Дитятина, с участием представителей многих стран. Кроме того, заведую кафедрой гимнастики в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена. В том числе преподаю любимый вид спорта будущим специалистам широкого профиля. 

культура: С кем из партнеров по сборной СССР сложилась дружба? Или при столь острой конкуренции это невозможно?
Дитятин: Мне с товарищами повезло. Могу назвать несколько человек: Александр Ткачев, Владимир Маркелов, ушедший из жизни Николай Андрианов, с которым часто селился в одном номере. Конечно, на уровне спортивного регионального начальства и различных обществ интриги велись — не без этого. Одних тянули, других задвигали. Но атлеты в этой возне не участвовали. Мы дружили, поддерживали друг друга и на соревнования выходили единым сплоченным коллективом. 

культура: Как это выглядело на практике?
Дитятин: Если говорить упрощенно... В команде шесть человек. Первыми выступают шестые номера. Если они получают достаточно высокие баллы, например 9.5, то лидеров команды судьи поневоле оценивают еще выше. 

культура: Прежняя система оценок Вам больше по душе или успели проникнуться нововведениями? 
Дитятин: Раньше нужно было выполнить программу определенного уровня и при этом сделать минимум ошибок. А если ты освоил какие-то необычные элементы, то не имело смысла их демонстрировать. Сейчас же оценки в большей мере зависят от сложности задачи. Потолок не ограничен десяткой. Мне старые правила нравились, поскольку требовали настоящей универсальности. В прежние годы каждый должен был отработать на всех шести снарядах. А сегодня можно завоевать на одном золотую медаль и на остальные не выходить. Но для кого-то нынешняя система лучше подходит. Допустим, высокий парень может подготовить интересную программу на коне и даже выиграть с ней, а в упражнениях на кольцах, где желательно иметь короткие руки и ноги, вообще не выступать. 

культура: Самые высокие баллы на Играх-2016 в Рио получила американка Байлз — сплошной комок мускулов. Да еще и ВАДА официально разрешило ей принимать психотропные и другие тяжелые стимуляторы, ссылаясь на сомнительное терапевтическое исключение. Как нашим девушкам с ней конкурировать?
Дитятин: Выход один: россиянки должны иметь программу на порядок сложнее и чище ее исполнять — если уж наши юристы и спортивные руководители не могут должным образом защитить своих атлетов на международном уровне. Но лично мне не нравится уход женской гимнастики от изящества и тонких линий к доминированию «качков»... 

культура: Мужская сборная способна вернуться на прежние высоты?
Дитятин: В ближайшее время — нет. Массовость у нас значительно упала: я имею в виду не только количество сильных кандидатов в национальную команду, но и число людей, осваивающих наш вид спорта на начальном уровне. Меньше стало строиться специализированных залов. Появилось много видов спорта, близких к гимнастике, но при этом более легких. И молодежь охотнее переключается на них.

культура: Говорят, профессионалы не видят в дальних поездках ничего, кроме аэропорта, гостиницы и спортивного зала. Приятные исключения были?
Дитятин: Гимнасты, помимо официальных соревнований, принимают участие и в показательных выступлениях. В подобных турах организаторы стараются продемонстрировать главные местные достопримечательности. Мне в этом плане повезло. Только в Аргентине посетил более двадцати городов. Встречали нас везде радушно. Отдельно отмечу Грецию. Даже во времена сложных отношений между странами нам всегда были рады, а публика не жалела положительных эмоций. 

культура: Многие чемпионы по окончании профессиональной карьеры так быстро раздаются вширь, что через двадцать лет их трудно узнать. Вы же только прическу изменили. Как удается поддерживать форму?
Дитятин: По утрам полчаса делаю различные упражнения, в том числе и на растяжку. Много хожу пешком, на даче не увиливаю от физического труда. 

культура: А футбол, теннис и гимнастические снаряды?
Дитятин: На примере друзей и коллег убедился: в моем возрасте надо или заниматься спортом ежедневно, или вообще отказаться от экстремальных нагрузок на мышцы и суставы, какие дают игровые виды или гимнастика. Лет пять назад перестал подходить к снарядам — во избежание травм.

культура: А какие еще дисциплины любите?
Дитятин: В свободное время очень нравилось играть в футбол. На тренировочных сборах в качестве разрядки регулярно подходил к столам для пинг-понга и бильярда. Плюс шахматы и шашки. А как болельщик смотрю с удовольствием все виды. С особым интересом — близкие по специфике: художественную гимнастику и синхронное плавание. 

Недавно возобновил общение со многими товарищами по олимпийской сборной. Трехкратные победительницы Игр — фехтовальщица Галина Горохова и легкоатлетка Татьяна Казанкина — совершают великое дело, регулярно собирая известных ветеранов спорта. В 2000-х годах организовывали даже коллективные выезды на Олимпиады. Бывшим чемпионам очень важно знать, что их не забывают.


Фото на анонсе: Валерий Зуфаров и Вячеслав Ун Да-син/Фотохроника ТАСС