Дмитрий Аленичев: «У Моуринью нет от меня секретов»

Дмитрий ЕФАНОВ Георгий НАСТЕНКО

22.03.2017

В отечественном футболе он фигура знаковая. Капитан «Спартака», игрок знаменитой «Ромы», один из лидеров «Порту», в составе которого победил в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. После успешного дебюта на тренерском поприще в тульском «Арсенале» болельщики «красно-белых» ждали от Дмитрия Аленичева новых подвигов во главе столичной команды. Но возвращение в родные пенаты не задалось, и он покинул клуб летом 2016-го. Сейчас его главная забота — созданная им детская академия.

культура: Расскажите подробнее о Вашем детище.
Аленичев: Академию организовали вместе со Станиславом Рыцаревым еще в сентябре 2015 года. Почему в Мытищах? Во-первых, я недалеко живу. Во-вторых, в этом районе было много детей, не занятых спортом. Пока работал в «Спартаке», очень редко удавалось сюда выбираться. Но в последние несколько месяцев, прервав тренерскую практику, получил возможность чаще следить за процессом. Провожу мастер-классы, общаюсь с ребятами в возрасте от четырех до 13 лет. Стараемся создать им наиболее комфортные условия для тренировок. Число занимающихся постоянно увеличивается. С удовольствием наблюдаю, как азартно мальчишки возятся с мячом. В дальние поездки на турниры пока воспитанников не отправляем — соревнований хватает и в московском регионе. 

культура: В Вашем детстве о таком можно было только мечтать?
Аленичев: Сейчас инфраструктура гораздо лучше. По крайней мере искусственных полей стало больше. С одной стороны, не приветствую, когда слишком много тренируются на синтетике, потому что травмы случаются не только из-за падений и столкновений, но и от того, что в связках накапливаются изменения от жесткого грунта. Впрочем, я в детстве играл на гаревом покрытии, на асфальте, а то и вовсе в жидкой грязи. Ведущие же детские школы Москвы, Краснодара и некоторых других городов имеют сейчас идеальные газоны. Наша академия тоже планирует расширяться, создавая также и травяные поля. Мы хотим со временем увеличить старший возраст учащихся до 16 лет, чтобы самых перспективных ребят можно было отдавать в молодежные и дублирующие составы различных команд. 

культура: Не сомневаемся, что после ухода из «Спартака» продолжаете следить за его выступлениями. Чемпионство действительно реально? 
Аленичев: А почему бы и нет? Конечно, дистанция впереди внушительная, а отставание конкуренты могут преодолеть за два-три тура, но, надеюсь, «Спартак» продолжит стабильно набирать очки. В этом плане не согласен с мнением, что москвичам легче, поскольку они, мол, в отличие от «Краснодара» и «Ростова» (а чуть ранее и «Зенита», не сумевшего пройти «Андерлехт»), не выступают в еврокубках. По личному опыту знаю: когда играешь два раза в неделю, пребываешь в лучшем тонусе. Тем не менее «красно-белые» способны показать результат и во второй части чемпионата, так как очень хорошо укомплектованы во всех линиях. Разве только центр обороны можно усилить одним или даже двумя исполнителями высокого класса.

культура: Как оцениваете возвращение Александра Самедова в родной клуб?
Аленичев: Жаль, что этого не случилось еще во время моей работы. Саша поможет команде в решении самых серьезных задач. Он вернулся не доигрывать (слышал и такое мнение, но категорически с ним не согласен). Уверен, переход Самедова в «Спартак» — самый яркий трансфер в российской премьер-лиге во время нынешнего зимнего перерыва. 

культура: «Красно-белые» по ходу сезона умело вписываются в лимит на легионеров, но далеко не все клубы довольны формулой «6+5». По Вашему мнению, какой вариант наиболее оптимален? 
Аленичев: В общей заявке — 10 иностранцев плюс 15 россиян. И я не стал бы сосредотачиваться на ограничении числа легионеров на поле. Пусть из десяти зарубежных футболистов тренер выпускает на конкретный матч столько, сколько считает нужным. С одной стороны, не следует везти к нам средненьких варягов, с другой — не надо создавать тепличные условия своим, чтобы гарантией выхода на игру служил лишь российский паспорт. Парни должны работать в условиях острой конкуренции.

культура: Может быть, имеет смысл разрешить увеличить число легионеров клубам, выступающим в еврокубках?
Аленичев: Пожалуй, это было бы логично и справедливо. Но наверняка подобное решение примут в штыки аутсайдеры премьер-лиги, усмотрев определенную дискриминацию.

культура: Внешне Вы мало изменились с тех пор, когда радовали болельщиков своей игрой на футбольном поле. 
Аленичев: Спасибо, что заметили (улыбается). Регулярно тренируюсь, поддерживаю себя в форме. В последнее время главные мои физические нагрузки — это футбол и теннис. Иногда плаваю в бассейне. 

культура: Еще раз в год блистаете в составе ветеранской сборной России на Кубке Легенд в Москве. С кем из звездных участников турнира хорошо знакомы?
Аленичев: В первую очередь отмечу старого приятеля по «Роме» Луиджи Ди Бьяджо, который приезжал в составе итальянской команды, а также целую группу португальцев — Манише, Поштигу и других. 

культура: С ребятами из Португалии языкового барьера нет?
Аленичев: Хотя на Апеннинах играл всего два года, однажды обнаружил, что итальянский знаю гораздо лучше. Потому что в «Роме» старательно учил язык. А в Португалии, где задержался на четыре сезона, по этой части, видимо, уже обленился.

культура: В «Роме» как-то оговаривалось владение местным языком?
Аленичев: Да, в контракте было прописано, что в течение четырех месяцев три раза в неделю после тренировок по полтора часа я должен учить итальянский. Со мной занималась девушка, не знающая русского. По итогам обозначенного срока довольно уверенно освоился на бытовом уровне. Мог понимать тренерские установки. Преподавательница обучила ходовым фразам, а дальше сам практиковался. В том числе и с помощью телевизора, смотря подряд все фильмы и прочие передачи. 

культура: А первые три месяца переводчик за Вами на тренировках бегал?
Аленичев: Мне повезло, что в команде был еще один россиянин, Омари Тетрадзе. На тот момент он уже год выступал в Италии и хорошо выучил язык.

культура: В связи с этим Вас не раздражало, когда, например, Вагнер Лав, отыграв в ЦСКА восемь лет, так и не заговорил по-русски?
Аленичев: Не стал бы употреблять глагол «раздражало». Но как минимум удивляло. Да что там Вагнер! Вон тренеры национальной сборной России, сменяя один другого, не осваивали русский. На последнем Кубке Легенд Кевин Кураньи, игравший за «Динамо» пять лет, не мог обойтись без переводчика. Зато я знаю футболистов, которые, проведя год в чужой стране, уже свободно дают интервью местным журналистам. 

культура: К чему сложнее всего было привыкнуть в Италии?
Аленичев: «Рому» тогда тренировал чех Зденек Земан — один из наиболее жестких в плане нагрузок наставников в серии А. Колыванов и Шалимов, игравшие у него в «Фодже», заранее предупредили, что придется тяжело, особенно на предсезонных сборах. И хотя морально подготовился, но те три недели стали едва ли не самым сложным испытанием в спортивной карьере. 

культура: Вы как-то проговорились, что планируете поехать в один из итальянских клубов. Это будет стажировка? Работа вторым тренером? Или, побыв главным, уже не пойдете в помощники — даже к самым великим?
Аленичев: В данный момент идти на роль второго плана не собираюсь. Хотя никогда не говори «никогда». 

культура: А каким образом документально оформляется стажировка? РФС помогает?
Аленичев: Нет, все проходит на личных контактах. С Жозе Моуринью сложились прекрасные отношения. Он многое сделал для меня как игрока. Уже был у него в «Челси» и потому не вижу смысла ехать в «Манчестер Юнайтед», так как тренировочный процесс в Англии примерно понимаю. Предпочту другой вариант — может быть, итальянский или испанский. Ездил в «Милан», присутствовал на занятиях, которые проводит Винченцо Монтелла. С ним давно знакомы — вместе выступали за «Рому». Также хочется посмотреть на работу Карло Анчелотти и Пепа Гвардиолы. 

культура: В чем смысл стажировок для приглашающей стороны — растить конкурентов? 
Аленичев: В случае с Моуринью и Монтеллой — чисто человеческие отношения. Жозе всегда откровенно отвечал на любые вопросы о нашей профессии — никаких секретов. Он будет счастлив, когда кто-то из подопечных добьется успехов как тренер. Я тоже порадуюсь, если в этой профессии состоятся ребята, поигравшие под моим руководством в «Арсенале» или «Спартаке». 

культура: Как можете объяснить феноменальные достижения Моуринью, не игравшего профессионально в футбол? 
Аленичев: Да, Жозе выступал лишь на любительском уровне. Но ему, в силу нынешнего статуса, не приходится демонстрировать футболистам, как исполнять тот или иной технический элемент. Для этого есть штат квалифицированных помощников, которые раньше были сильными игроками. Сам Жозе всегда хотел и умел учиться. Ему повезло с наставниками. На начальном этапе карьеры он трудился в штабах Бобби Робсона в «Порту» и Луи ван Гала в «Барселоне». Португалец и сейчас постоянно стремится совершенствоваться. Уверен, большие победы к нему еще придут. 

культура: Вы объездили весь мир. Какие уголки планеты более других запомнились, куда хотелось бы вернуться? 
Аленичев: В бытность футболистом, кроме стандартного набора «гостиница — стадион — аэропорт», редко что интересного удавалось увидеть. Но мне посчастливилось играть за коллективы из Рима и Порту. В этих городах много старины. Я жил почти в центре итальянской столицы и хорошо изучил большинство достопримечательностей. До сих пор тянет погулять по узким улочкам, где не был порядка пятнадцати лет. В прошлом году стажировался в Милане. Красивое место, но Рим больше привлекает. В Москве мне тоже комфортно. Нравится приезжать в Санкт-Петербург. Дикую же природу хорошо знаю только вокруг Великих Лук, где прошло детство. Там леса очень красивые и разнообразные. 

культура: В профессиональных клубах футболистам запрещают в свободное время заниматься экстремальными видами спорта. У Вас были с этим проблемы? 
Аленичев: Хотя в контракте с той же «Ромой» отдельным пунктом был прописан запрет на горные лыжи, я не удержался. Ребенком уверенно катался с крутых склонов на «бегунках», а на горных это оказалось еще проще. Ездил аккуратно, повреждений не получил. В клубе об этом узнали, но наказывать рублем не стали. Тем не менее после данного случая решил отказаться от подобной вольности. Хотя не секрет, что некоторые профи втихаря от руководства занимаются экстремальными покатушками.

культура: Есть такой стереотип: футболисты — аристократы от спорта, и другие виды их не интересуют.
Аленичев: Я к таким не отношусь. Если есть возможность, смотрю многие состязания. Особенно увлекает, когда в сражение вступают атлеты или команды, представляющие разные страны. 

культура: А что больше всего впечатлило на Олимпиаде в Сочи?
Аленичев: Огромную радость вызывали победы россиян. Всех героев, достойных похвалы, пришлось бы долго перечислять. Но главным итогом Игр для меня явилась уверенность в том, что в России умеют прекрасно проводить крупнейшие соревнования. Поэтому не сомневаюсь, что чемпионат мира 2018 года не просто состоится в нашей стране, а пройдет на самом высоком уровне.

культура: Зарубежные коллеги спрашивают о российской футбольной инфраструктуре?
Аленичев: Итальянцы уже интересовались насчет баз для тренировок непосредственно перед ЧМ. Я им рассказал о динамовской в Новогорске, локомотивской в Баковке и ряде других в Подмосковье. Более предметный разговор состоится, когда станет ясно, в каком городе сборная Италии проведет матчи в группе. В том, что они успешно сыграют в отборочном турнире, парни не сомневаются.


Фото на анонсе: Вячеслав Евдокимов/ФК «Зенит»/ТАСС