Вячеслав Фетисов: «В приоритете должен быть детский спорт»

Денис БЫСТРОВ

09.11.2016

В начале ноября Госдума ввела уголовную ответственность за применение допинга в спорте. Внимание к сфере «здорового тела» после недавних скандалов явно усилено: в правительстве РФ появилась даже специальная должность вице-премьера, курирующего спорт. 

О том, что должны делать чиновники и депутаты для того, чтобы в копилке нашей страны было больше медалей, а граждане росли сильными и крепкими, «Культуре» рассказал первый заместитель председателя профильного комитета в новом составе Госдумы легендарный хоккеист, Вячеслав Фетисов.

культура: Мы говорим о необходимости развития физической культуры, а между тем расходы на массовый спорт попали под серьезное сокращение. В проекте бюджета на 2017 год они уменьшены с 4 до 2,6 миллиарда рублей. Урезано и финансирование спорта профессионального, правда, всего на шесть процентов. Нужна такая экономия?
Фетисов: Должен сказать, что это безобразие. Вообще, деньги, выделяемые на развитие спорта, — это очень сложная и болезненная тема. Когда я вижу, что в какой-то области или в крае футбольная команда второй лиги имеет бюджет больше, чем весь остальной спорт региона, я понимаю: здесь что-то не так. Мало того, сегодня в Госдуме находится проект закона, который может разрешить губернаторам выделять средства на содержание профессиональных команд. Я считаю, мы выбрали неправильную стратегию. 

культура: А как правильно?
Фетисов: В приоритете должен быть детский спорт. Это не только голы, очки, секунды и будущие чемпионы, но и профилактика курения, алкоголизма, наркомании, возможность вернуть детей из виртуального мира в реальность, на грешную землю. Это воспитание успешности, это экономика. Мы точно знаем, что один рубль, вложенный в физическое развитие ребенка, дает трехкратный эффект в здравоохранении. Есть научные данные, что ребенок, систематически занимающийся спортом с дошкольного возраста, к 12 годам вырабатывает иммунитет к стимулирующим веществам. И это должно быть приоритетным в деятельности государства. 

Недавно, как известно, проходила кампания по выборам в Госдуму. Один из главных вопросов, который задавали мне на встречах избиратели, — о дискриминации по социальному признаку, особенно в дорогостоящих видах спорта. Таких, например, как хоккей. Клюшка стоит 100 долларов — для многих большие деньги, а коньки еще дороже. И чтобы не было громких слов, в конце года я открываю Академию Вячеслава Фетисова в Домодедово, где экипировку детям из небогатых семей будем выдавать. Мне кажется, что на уровне губернатора Московской области Андрея Воробьева четко понимают то, о чем мы сейчас говорим.

культура: Вы же шли на выборы с программой развития детского спорта?
Фетисов: Надеюсь, мой опыт — и личный, и приобретенный в ходе изучения этого вопроса — пригодится. Школьный и студенческий спорт — то, что должно стать в нашей стране неким социальным лифтом, помочь воспитанию здоровой нации, успешности ее молодых представителей. Ну а что касается предстоящего сокращения финансирования, мы обязательно пригласим на слушания людей, формировавших бюджет до того, как мы пришли в Госдуму. Пусть объяснят, почему они приняли такое решение.

культура: Непростыми остаются отношения с некоторыми международными спортивными организациями. Недавно в Ватикане состоялась первая конференция «Спорт на службе человечества», собравшая участников из многих стран. Вы представляли Россию. Что дал этот форум?
Фетисов: Какие-то выводы делать рано, интересен сам факт подобной встречи. Кто бы мог подумать несколько месяцев назад, что глава Римско-католической церкви соберет деятелей большой политики в лице генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, большого спорта в лице президента МОК Томаса Баха, представителей всех духовных конфессий, включая Русскую православную церковь. Приехали лидеры некоторых стран, влиятельные члены олимпийского движения, воротилы крупного бизнеса. Похоже, зарождается какой-то новый формат отношений. Мир сегодня очень хрупкий, и в сохранении его равновесия спорту отводится огромная роль. 

культура: Не почувствовали негатива со стороны представителей Запада? Вы же сегодня не только знаменитый спортсмен, но и политик федерального масштаба.
Фетисов: У меня со всеми нормальные отношения. Многих я знаю не одно десятилетие. И ни в одном разговоре не ощутил даже намека на какое-то напряжение. Я участвовал в двух панельных дискуссиях и постарался убедить слушателей, что дискриминации в спорте не должно быть ни в каком виде.

культура: Вы имеете в виду проблемы с нашими олимпийцами и недопуск сборной России в полном составе к Паралимпийским играм?
Фетисов: Проблема допинга существует во всем мире. В беседе с Томасом Бахом я об этом сказал. Не должно быть коллективной ответственности за персональные нарушения. Говорили и с президентом Международного паралимпийского комитета Филипом Крейвеном. Он мне поклялся, что решение об отстранении россиян было принято не на пустом месте. Доказательств массовых нарушений, по его словам, было достаточно, а времени для масштабного расследования — очень мало. Поэтому оказалось проще принять решение, которое больно ударило по всей команде, включая «чистых» атлетов. Нашей репутации нанесен урон. Понадобится много усилий, чтобы вернуться и встроиться в международную спортивную систему. Руководитель независимой антидопинговой комиссии ОКР Виталий Смирнов привез из Рио большой перечень претензий, предъявленных нам в МОК и ВАДА. Без преодоления этих проблем сложно будет создавать отношения в дальнейшем. Времени мало. Очередная сессия МОК может рассмотреть вопрос о неучастии нашей сборной в зимних Олимпийских играх 2018 года.

культура: А чемпионат мира по футболу у нас не отберут?
Фетисов: Это абсолютно другая ситуация. ФИФА, Международная федерация футбольных ассоциаций, — независимая организация, и решения, принятые ею, отменить невозможно, если при их вынесении не было подтвержденных фактов подкупа и коррупции. Никто наличие таковых не доказал, поэтому Россия продолжает подготовку к чемпионату мира.

культура: Вернемся к вопросу с допингом. Полгода российский спорт трясло из-за мельдония, на деле оказавшегося чуть ли не пустышкой.
Фетисов: Мельдоний попал под мониторинг ВАДА задолго до того, как на него ввели запрет. А он был в аптечке практически каждого российского спортсмена. Что мы должны были предпринять, чтобы не пустить дело на самотек? Постараться объяснить специалистам, работающим в Монреале, что это не допинг. Мы должны были отправить туда толкового переговорщика, послать официальную ноту с требованием тщательно проверить кумулятивный эффект этого препарата. На коробке написано, что он выводится в течение 48 часов, но теперь, задним числом, выясняется, что срок выведения может составить несколько месяцев. А после тщательного изучения и обнародования доказательств надо было заявить, что мы готовы признать запрет. Но, скажем, не с 1 января, а с 31 декабря 2016 года. Ничего этого не было сделано, а крайними оказались спортсмены. То же самое и со сборной по легкой атлетике. Если бы мы спохватились за несколько месяцев до Олимпиады, наверное, смогли бы доказать незаконность отстранения всей команды.

культура: Вашей спортивной форме можно позавидовать — никакого допинга не надо: видел, как выступали в суперфинале «Лиги легенд», международного проекта с участием выдающихся хоккеистов прошлых лет. В первом сезоне играли сборные России, Чехии, Швеции, Финляндии, Германии, Словакии. Известно, что намерены подключиться американцы и канадцы. Будете выходить на площадку?
Фетисов: Думаю, это все-таки занятие для «молодых» ветеранов хоккея. В лигу принимают в 45 лет, а в мои 58 гоняться за такими «юнцами» уже тяжеловато. Хотя я и курить бросил после 30 лет стажа. Что ни говори, а годы берут свое. Вот если бы руководители проекта (Павел Буре, Алексей Касатонов, Дмитрий Тугарин. — «Культура») ввели правило, чтобы с пятеркой, скажем, 45-летних сражались ровесники, а те, кому за 55, выходили на лед против своих сверстников, это бы выравняло силы. Впрочем, мне и без «Лиги легенд» хватает нагрузки. Два-три раза в неделю мы с товарищами тренируемся и играем в спортивном клубе «Бриз», который организовал министр обороны Сергей Шойгу. Члены клуба — люди, успешные в бизнесе и политике.

культура: Интересно, а можно ли как-нибудь записаться к вам?
Фетисов: Нужно получить рекомендации трех членов клуба со стажем и заплатить вступительный взнос.

культура: Наверное, все не так просто, если время от времени на тренировках и матчах появляется президент России Владимир Путин.
Фетисов: Конечно, там нет случайных людей. И это нормально, я считаю. В подобные клубы ходят не решать какие-то свои проблемы, а чтобы получать удовольствие от спорта, от общения с людьми, объединенными общим досугом. И мне доставляет большую радость наблюдать за тем, как мои друзья, до зрелого возраста не участвовавшие в хоккейных матчах, начинают прогрессировать. Уверенно катаются на коньках, неплохо бросают по воротам, овладевают командной игрой. Это просто здорово.