Александр Мостовой: «Свое возьмем в матчах со Словакией и Уэльсом»

Дмитрий ЕФАНОВ

08.06.2016

Двадцать лет назад после блистательно проведенного отборочного турнира сборная России отправилась на Евро-96 в ранге фаворита. Надежды на успех рухнули уже после группового этапа. Почему одна из сильнейших команд в истории страны не реализовала свой потенциал и как избежать подобных ошибок дружине Леонида Слуцкого, «Культуре» рассказал участник двух континентальных первенств Александр Мостовой.

культура: В 1996-м от сборной ждали медалей, но в итоге — последнее место в группе. Что произошло?
Мостовой: Коллектив подобрался действительно отличный, мы получали удовольствие от футбола. Большинство ребят выступали в приличных зарубежных клубах, обладали солидным международным опытом. Вполне могли добраться до финала, но в нашем виде спорта многое зависит от удачи. В стартовом поединке с итальянцами шла равная игра, однако сами привезли необязательный гол и уступили — 1:2. C немцами провалили второй тайм после удаления Ковтуна, а с чехами сгоняли боевую ничью — 3:3. Начали отвратительно, зато потом забили три мяча подряд. 

культура: Спустя восемь лет в Португалию Вы приехали в качестве самого опытного футболиста команды, но покинули турнир уже после поражения от Испании (0:1), разругавшись с главным тренером Георгием Ярцевым...
Мостовой: Расскажу, как все было на самом деле. Из того состава свободно владели иностранными языками только я и Аленичев. Но Дима после встречи стремительно пронесся через микст-зону, и отдуваться перед прессой пришлось мне. Да, собственно, и убегать не собирался. Ответил на все вопросы. До сих пор считаю, что поступил правильно. Если сыграли плохо, в том числе и я, зачем придумывать небылицы или искать оправдания? Тренер понял ситуацию по-своему, затем историю еще больше раздули. Плюс внутри команды царила нервозная обстановка, сам, кстати, Ярцев ее и создал. 

культура: Хочется верить, что сейчас обойдется без скандалов и Россия выйдет из группы. 
Мостовой: Мы попали в довольно средний квартет. Соперники равны по силам. Может быть, англичане помастеровитее остальных. Впрочем, если даже уступим родоначальникам, то сможем взять свое в поединках со Словакией и Уэльсом. Смотрел встречу последних со шведами — валлийцы абсолютно не впечатлили, их надо побеждать. Хочется, чтобы и фарт был на нашей стороне. Вспомните, в 2008-м сборная под руководством Хиддинка на старте крупно уступила испанцам, а потом сотворила три чуда и вышла в полуфинал. И нынче для россиян нельзя исключать ни одного сценария: можем как удивить футбольный мир, так и вылететь на групповом этапе. Евро — скоротечный и непредсказуемый турнир. Достаточно вспомнить успех Дании в 1992-м или Греции двенадцать лет спустя. 

Мой фаворит — Франция. В 84-м на первенстве континента и в 98-м на чемпионате мира «трехцветные» не были лучшей командой, но «золото» доставалось им. Каждый раз поддержка трибун становилась ключевым фактором. Также в числе основных претендентов на первое место — действующие чемпионы из Испании и сборная Германии. Хотя пока не вижу знаменитой немецкой машины. Чего-то не хватает. 

культура: Вы назвали страны, где подготовка резерва осуществляется на высочайшем уровне. В советское время, напротив, конкуренты равнялись на нас. Ваше поколение последнее, вышедшее из легендарной кузницы кадров, чему свидетельством — победа на молодежном чемпионате Европы в 1990 году...
Мостовой: Это память на всю жизнь. Выносили соперников, чьи лидеры впоследствии стали звездами первой величины. Мы были отлично сыграны и готовы физически. За несколько лет уступили только в одном соревновании. Восемнадцать парней из того состава заиграли на серьезном международном уровне. Достаточно назвать Шалимова, Канчельскиса, Колыванова, Добровольского, Кирьякова. Больше столь сильной «молодежки» в стране не было. 

культура: К тому моменту Вы уже три года выступали за московский «Спартак», Вас называли восходящей звездой. Бремя славы не давило?
Мостовой: Нельзя думать, что ты все умеешь в футболе, если хотя бы раз наблюдал в действии Федора Черенкова. Я сам считался техничным игроком, в этом смысле удивить меня сложно. Но Федя с мячом творил чудеса. Сейчас такое можно увидеть разве что в рекламных роликах с участием Роналдинью или Анри. Однако там все смонтировано. А Черенков совершал это на моих глазах. Он мог послать мяч на тридцать метров на свободный участок поля, где через несколько секунд оказывался партнер. Чтобы поразить ворота, оставалось лишь подставить ногу.

Из иностранцев же поражал Марадона. Помните слова трехкратного обладателя «Золотого мяча» Мишеля Платини: «То, что Зидан делает с мячом, Марадона может проделать с апельсином». 

культура: Смотрели фильм Эмира Кустурицы «Марадона»?
Мостовой: Такие картины нельзя пропускать. Последующие поколения должны знать кумиров прошлого, которые творили историю самой популярной игры на планете. Марадона достоин особенного к себе отношения — он легенда. Считаю, в нашей стране надо больше создавать фильмов о спорте. Я в детстве, как любой советский пацан, зимой с азартом гонял шайбу, поэтому с удовольствием сходил на «Легенду №17». Красивое кино. Надеюсь, и о футболе снимут нечто подобное. 

культура: Вы заканчивали карьеру в испанском «Алавесе». Тогдашний президент клуба Дмитрий Питерман — находка для ценителей комедийного жанра...
Мостовой: Американец украинского происхождения отжигал по полной. Испанцы от него были в шоке. Не давал никому скучать. Его занимала любая мелочь. Как-то доктор раздал витамины. Следом в раздевалку забежал президент: «Что за таблетки? Нет, ребята, их принимать не надо. Выбрасываем. Лучше вот эти» — и вытащил из кармана упаковку с надписью на украинском. Врач за голову схватился! Мог в любой момент остановить тренировку. Властно тыкал пальцем: «Ты и ты — будете бегать от ворот до ворот. Сто раз». Потом поворачивался к остальным: «Включаете магнитофон и под музыку делаете растяжку». Иногда на базе гонял команду с одного поля на другое — ему ветер мешал. Одним словом, под занавес карьеры я порядком повеселился.