Николай Писарев: «Создание региональных центров поможет развитию футбола»

Дмитрий ЕФАНОВ

19.01.2016

В Санкт-Петербурге проходит Международный футбольный турнир Кубок Содружества — для игроков не старше 21 года. После увольнения Дмитрия Хомухи с поста старшего тренера «молодежки» команду возглавил спортивный директор РФС Николай Писарев. В интервью «Культуре» шестикратный чемпион страны рассказал о том, как не потерять талантливых ребят и подготовить достойную смену нынешним лидерам сборной России. 

культура: Под Вашим руководством «молодежка» дважды побеждала на Кубке Содружества. В нынешнем году снова ставите перед подопечными максимальные цели? 
Писарев: Конечно, мы рассчитываем на успех. Ребята всегда с большим желанием приезжают в сборную, стараются проявить себя по максимуму. Шанс дадим всем. Считаю Кубок Содружества важным турниром, на котором футболисты могут получить дополнительную игровую практику, а тренеры — проверить ближайший резерв. 

культура: В формате молодежных сборных турнир функционирует с 2012 года, а до этого в нем принимали участие чемпионы бывших советских республик. Изменения пошли Кубку Содружества на пользу?
Писарев: Прежний формат себя изжил. Чемпионы перестали приезжать или присылали дублирующие составы, поскольку основа в эти сроки готовилась к новому сезону в теплых странах. В такой ситуации логично потратить деньги РФС на развитие собственного молодежного футбола, а не оплачивать сборы зарубежных клубов. 

культура: Что случилось с «молодежкой» под руководством Дмитрия Хомухи на старте отборочного турнира Евро-2017 — одна победа в четырех встречах?
Писарев: Большинство соперников делали ставку на игроков 94–95-го годов рождения, а у нас костяк составляли футболисты 96-го года. В этом возрасте очень существенная разница. Отсюда и не слишком удачное выступление. Ладно бы еще играли с Германией, а то ведь уступили Финляндии, Австрии и Азербайджану. Да и в победном поединке с Фарерами выглядели не очень убедительно. Для меня как спортивного директора РФС важно, чтобы «молодежка» не только попадала в финальную стадию крупных турниров, но и готовила мастеров для главной команды страны. Это должен быть ближайший резерв национальной сборной, футболисты, способные в любой момент занять вакантное место старших товарищей. До сих пор приятно вспомнить мой первый созыв на посту наставника молодежной сборной — ребят 90–91-го годов. Сейчас многие парни из того состава на ведущих ролях в своих клубах и в сборной России — Кокорин, Шатов, Дзагоев, Смолов, Щенников, Канунников...  

культура: В отличие от «молодежки» более юные ребята стабильно радуют — выигрывают первенство Европы, выходят в плей-офф на чемпионатах мира. В конце прошлого года Вы были на мундиале для семнадцатилетних в Чили, где сборная России вышла из группы, но в 1/8 финала проиграла Эквадору. Могли выступить лучше или показали предел возможностей?
Писарев: Главное — мы стали регулярно попадать на чемпионат мира в категории U-17. Два года назад на турнире в ОАЭ наши ребята также вышли в плей-офф, а до этого нас не было на главном футбольном форуме в данной возрастной категории более двадцати лет. Здорово, что стали участвовать в подобных соревнованиях, соперничать с ведущими сборными других континентов, а не только вариться в европейском соку. Неоценимый опыт, который послужит более качественному прогрессу юных футболистов. Более того, мы не только квалифицировались на два мундиаля кряду, но и оба раза выходили из группы. Это весомое достижение. В последние годы юношеский футбол во всем мире активно развивается. Особенно прибавили африканцы. Лишнее тому подтверждение — финал с участием представителей Черного континента, которые заметно превосходили европейских соперников в физическом плане: координированные, выносливые, атлетичные. Прогрессируют азиаты, заметно прибавили австралийцы и новозеландцы. Европа и Латинская Америка уже не имеют былого преимущества. 

культура: Тем не менее в условиях возросшей конкуренции наши юношеские команды показывают лучшие результаты с советских времен. В чем причина?
Писарев: Заработали школы ведущих клубов. Москва, Питер, Краснодар, Казань. Многое дала тольяттинская Академия Коноплева. Это наш оплот.  За счет данных ресурсов мы развиваемся и прогрессируем. Но есть и нюансы. На сегодняшний день РФС никак не влияет на воспитание кадров в методическом и селекционном плане, все отдано на откуп клубам. Мы не можем в полной мере контролировать процесс, как в той же Германии. 

культура: Возможно, ситуацию изменит создание региональных центров?
Писарев: Эту программу озвучил Виталий Мутко на последнем исполкоме Российского футбольного союза. Данные центры должны быть подконтрольны РФС. А пока мы просто получаем футболистов перед отборочными матчами, не имея понятия, как они готовятся у себя в командах. Наиболее яркий пример — московское «Динамо». «Бело-голубые» обладают исторически сильной школой, но каждый тренер или иностранный специалист приходит со своей методикой. Подобная история и в Питере, куда ездил с рабочим визитом. Так и не понял, кто там определяет вектор развития клубной академии. Есть и другая проблема. Футболисты отбираются клубами по всей стране, мы на данный процесс влиять не можем, и когда они приезжают в сборные, начинаем смотреть и думать: а действительно ли лучших отобрали? К примеру, академия «Спартака» постоянно побеждает в чемпионате Москвы, но сколько ее выпускников в главной команде на ведущих ролях? Таких можно пересчитать по пальцам. Вроде бы инфраструктура хорошая, тренеры работают, а отдача недостаточная… 

культура: У Вас есть объяснение, почему так происходит?
Писарев: Выстроена вертикаль: юношеские команды, дубль, «Спартак-2». На первый взгляд, все правильно. Но где-то есть пробел. И здесь снова возвращаемся к вопросу селекции. Поэтому для РФС очень важно не отдавать подготовку резерва для сборной России исключительно на откуп клубам, а иметь возможность самим через региональные центры отслеживать перспективных игроков. Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье: мы должны контролировать ситуацию в регионах, работая параллельно с клубами. В любом случае система детско-юношеского футбола не стоит на месте. Материальная база клубов и регулярно улучшающаяся инфраструктура способствуют прогрессу футболистов. Особенно отмечу ФК «Краснодар», где работа с молодежью организована на высшем уровне. Во многом поэтому мы стали конкурентоспособными в мире на уровне 16–17-летних ребят. 

культура: Юношеский футбол за последние годы действительно сделал серьезный шаг вперед, но главная проблема не решена — многие талантливые ребята по-прежнему «теряются», когда наступает время перехода во взрослый футбол. Как с этим бороться?
Писарев: Вы назвали главную ахиллесову пяту отечественного футбола. В сложившихся условиях стараемся делать все от нас зависящее. Три года назад нашему спортивному департаменту удалось пробить реформу, нацеленную на создание вторых команд клубов премьер-лиги, поскольку первенство дублей в том формате, в котором оно существует, себя изжило. Смотрите — в 17 лет игрок покидает детско-юношескую школу. В 18 попадает в дубль. В 19 продолжает прогрессировать, а в 20 уже начинает деградировать. Победа в турнире дублеров реальных дивидендов не дает, вылететь тоже нельзя, рядом играют исключительно твои сверстники. Где взять мотивацию для самосовершенствования? Другое дело вторые команды. Молодые ребята попадают в ПФЛ (третья лига по силе), где профессиональный жесткий мужской футбол. Появляются и спортивные задачи. Есть возможность подняться на ступеньку выше в ФНЛ. Что по итогам прошлого сезона сделали «Спартак-2» и «Зенит-2». Парни получили постоянную игровую практику, на куда более высоком уровне, чем первенство дублеров. Таким образом, 20-летние футболисты не топчутся на месте, а переходят на следующую ступень развития.  

культура: Лимит на легионеров, установленный в российской премьер-лиге, положительно или отрицательно влияет на развитие отечественного футбола?
Писарев: Я не очень верю в свободную конкуренцию, на которую так часто любят ссылаться заинтересованные в отмене лимита люди. Давайте тогда вообще настежь распахнем ворота, пускай во всех лигах играют иностранцы средней руки, а на их трансферах будут зарабатывать предприимчивые ребята. И каким образом это поможет развитию отечественного футбола? Наш вид спорта с условной долей допустимости можно сравнить с производством. А если твое производство слабо развито, то нужно вводить элементы протекционизма. У нас пока ощущается дефицит не только классных игроков, но и вообще занимающихся. Вот когда за каждую позицию в сборной России начнут соперничать по шесть-семь человек, тогда можно будет не бояться за будущее отечественного футбола и более лояльно подойти к лимиту на легионеров.