Суета вокруг мяча

Дмитрий ЕФАНОВ

09.07.2015

85 лет назад — 13 июля 1930 года — в Уругвае стартовал первый чемпионат мира по футболу. В финале хозяева победили Аргентину — 4:2.

Предвестником первого мундиаля стали олимпийские футбольные турниры, где доминировали кудесники мяча из маленького Уругвая. «Селеста» побеждала на Играх в 1924-м и 1928-м. Поэтому Международная федерация футбола (ФИФА) решила провести дебютный чемпионат в южноамериканской стране.

Праздник едва не омрачили британцы, не желавшие признавать, что не только они умеют забивать мяч в ворота. Уругвайцы отправили приглашение европейским командам через английскую ассоциацию, но его проигнорировали. Тогда за дело взялся президент ФИФА Жюль Риме. Благодаря упорству чиновника на другой континент отправились сборные Франции, Бельгии, Румынии и Югославии. Но не они сыграли главные роли. В финале на огромном стадионе «Сентенарио» в Монтевидео встретились Уругвай и Аргентина. Хозяева победили и вошли в историю. Британцы сделали вид, что их это не волнует. 

Когда англичане опомнились, многие страны ушли вперед. Поданные Ее Величества смогли в первый и последний раз ощутить вкус большой победы на домашнем турнире, в 1966-м. Главную роль в успехе сыграл советский арбитр Тофик Бахрамов, засчитавший победный мяч в ворота Германии в дополнительное время. Cпустя пятьдесят лет споры вокруг гола-фантома не утихают. На том чемпионате лучший результат в истории показала наша команда — четвертое место. Тогда же случился перелом в сознании руководителей ФИФА. Организация впервые получила прибыль — 12 миллионов фунтов.  

В 1974 году к власти пришел предприимчивый Жоао Авеланж. Бразилец поставил ФИФА на коммерческие рельсы — деньги потекли рекой. Чемпионат мира по футболу стал глобальным событием, превзойдя Олимпийские игры. Игроки превратились в гладиаторов по найму. Цена ошибки возросла. Апогеем «беззубого» футбола признан ЧМ-90 в Италии. На большинстве матчей зрители засыпали, включая финал, в котором немцы за счет сомнительного пенальти обыграли аргентинцев — самую скучную команду на турнире. А ведь в ее составе играл Марадона. Гений тоже стал заложником результата. 

Там, где замешаны большие деньги, всегда есть место серым схемам. Во времена правления бразильца суммы откатов доходили до сотен миллионов долларов. Многие аферы были раскрыты, но ловкий чиновник всякий раз от ответственности уходил. В следующем году Авеланжу исполнится сто лет. Сидя в плетеном кресле на роскошной вилле в Бразилии, старый лис с интересом наблюдает за игрой, которую ведет его преемник. 

Зепп Блаттер превзошел учителя. Швейцарец заступил на пост в 98-м, и с тех пор доходы от телевизионных прав на чемпионат мира выросли с 365 миллионов долларов до 4 миллиардов! Скандал со взятками в ФИФА здорово насолил швейцарцу. В дело вмешалась большая политика. Под давлением Штатов Блаттер согласился подать в отставку. Подождал, пока буря утихнет, и заявил: «Я не ухожу, а отдаю свой мандат в распоряжение чрезвычайного съезда, пускай решает». 

Интриги стали неотъемлемой частью спорта номер один, отодвинув на второй план собственно игру. Энтузиасты, готовые без гроша в кармане отправиться на другой континент, самостоятельно штопать бутсы и стирать форму, остались в прошлом. Эти люди любили футбол искренне и бескорыстно, но их время ушло. 

Так стоит ли радоваться, что в 2018 году мундиаль пройдет в России? Безусловно. Помимо международного престижа — а с этим фактором приходится считаться, страна получает стимул реализовать масштабные проекты. Новые стадионы, дороги, аэропорты, гостиницы — это новые рабочие места, а впоследствии — сотни тысяч туристов. C финансовой точки зрения, турнир не только окупится, но и принесет солидную прибыль. Как и после Олимпиады-80 и Сочи-2014, в наследство от чемпионата мира останется современная инфраструктура, которая прослужит долгие годы. Весомый аргумент в пользу мундиаля. А романтика футбола сохранится в наших душах.