«Эволюцию направлял Творец»

27.11.2014

Андрей САМОХИН

Чарльз Дарвин, по некоторым свидетельствам, незадолго до смерти пришел к Христу, сильно сокрушаясь при этом о неуместном атеистическом резонансе своей гипотезы. Сегодня наш собеседник — протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма Святых Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, получивший до рукоположения степень кандидата биологических наук.

культура: Отец Александр, почему, на Ваш взгляд, постулаты «Происхождения видов» так популярны? Почему они являются научным и образовательным «мейнстримом»? 
Борисов: Теория Дарвина привлекательна. Она дает простое объяснение многообразию животного и растительного мира. Во-вторых, это объяснение во многом верно, хотя, конечно, далеко не во всем. Человеку, в отличие от животных, присуща и безграничная духовная эволюция ко все более духовно совершенному существу. На примере святых мы видим, что с Божией помощью она доступна в краткий жизненный промежуток отдельного человека. Ведь Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.

Многие верующие люди боятся дарвинизма, другие используют его для оправдания своего атеизма. И то и это восходит к заблуждению, согласно которому, если некий покров с давней тайны снят и она получила рациональное объяснение, значит, нет и Бога. Как говорил лауреат Нобелевской премии по физике Гейзенберг: «Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог». 

культура: Стоит ли отделять постулат «естественного отбора», когда выживает самый сильный, ловкий и хитрый, от постулата эволюции — то есть совершенствования всего сущего? 
Борисов: Принцип выживания сильнейшего существует не от того, что он нравится каким-то людям, а потому что действительно имеет место в природе. Это легко понять на примере соревнования фармакологии и бактерий, которые в результате мутаций быстро дают потомство, устойчивое к прежним антибиотикам. 

Чарльз Дарвин был замечательным зоологом и написал много ценных работ в этой области еще до публикации своей теории. Он перенес опыт, накопленный к тому времени человечеством по улучшению сортов и пород в сельском хозяйстве, на природу в целом. «Классический» дарвинизм стоит на трех китах: мутация, изоляция, естественный отбор. И эти факторы, безусловно, действуют. Но сегодня уже очевидно, что только случайных мутаций для эволюции недостаточно, скорость и «качество» некоторых изменений явно были вызваны направленными мутациями. 

культура: То есть рука Бога каждый раз вмешивается в этот процесс? Или же, согласно Декарту, Бог словно завел часовой механизм мира и отошел в сторону?
Борисов: Я бы сказал так: само свойство материи направлено Творцом к совершенствованию. Мы, христиане, верим, что Он не отошел в сторону. Библия говорит, что Бог открывает Себя человеку, и человек может Его слышать и делать нравственный выбор: либо поступать по воле Божией (Десять заповедей, Нагорная проповедь) либо по своей человеческой воле, повернувшись к Богу спиной. Ломоносов говорил, что Бог дал человеку две Книги: Природу и Библию. В одной Он показал свое могущество, в другой — свою Волю. Библейский «Шестоднев» можно назвать «первой эволюционной книгой», поскольку в ней говорится о последовательных стадиях творения-развития: земля, вода, растения, животный мир, человек. Творец как бы дает инициативу каждой среде производить из себя более совершенную («да произведет вода душу живую...»). Адаму в Эдеме Господь ведь тоже дает двойную заповедь: не только сохранять, но и возделывать райский сад. То есть использовать природу в своих целях, но при этом сохраняя ее, как бесценный дар... И растения, и животные изменялись и вымирали на протяжении миллионов лет. Иначе мы не находили бы в древних отложениях такого количества их окаменевших останков. 

культура: Не смыл ли их Всемирный потоп?
Борисов: Не думаю, что надо читать Библию буквально, и что Потоп, который, безусловно, был в истории, и, скорее всего, не один, начисто смыл все живое. Основной смысл сказания о Потопе — духовный урок ответственности человека за все живое. Его грех может привести Землю к погибели. Так же условно, на мой взгляд, следует относиться и к библейским временным промежуткам: «один день», «тысяча лет» и так далее. Не стоит забывать, что книга «Бытия» открывалась человеку сообразно с уровнем подготовки малообразованных кочевников, каким были тогда потомки Авраама. Поэтому не нужно воспринимать ее как научный трактат или «репортаж с места событий». 

культура: Теорию Дарвина взяли на вооружение крайние материалисты и богоборцы. Есть ли в этом вина самого ученого?
Борисов: В том, что некоторые современники и потомки захотели использовать его научные выводы для пропаганды атеизма, вины Дарвина, я считаю, нет. Дарвинизм так же не опасен для христианства, как оказалась не опасной первая научная революция Николая Коперника, согласно которой в центре Солнечной системы находится не Земля, как думали раньше, а Солнце. 

Причина веры или неверия, особенно в наше время, зависит не от уровня образования. Атеизм зародился в Древней Греции, когда наука была в зачаточном состоянии. И в наши дни многие крупные ученые верят в Творца, являются убежденными христианами. Таким был, например, знаменитый биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, которого я хорошо знал. Какие бы тайны природы ни приоткрывала наука, причины появления мира, зарождения жизни, появления человека разумного остаются Тайной, находящейся за пределами возможностей науки.

культура: До рукоположения Вы профессионально занимались биологией. Изменились ли сегодня Ваши взгляды на теорию Дарвина? 
Борисов: От принятия сана мое восприятие теории эволюции и вообще биологии никак не изменилось. Другое дело, что сегодня появляется множество новых фактов, заставляющих вносить поправки в прежнюю научную парадигму. Например, раньше считалось, что один из критериев биологического вида — нескрещиваемость с другими. Сегодня известны случаи межвидовой гибридизации, дающей хорошее и плодовитое потомство, например, среди некоторых видов хомячков в Монголии. Возможно, на этом основании объяснится и то, что мы, европейцы, несем в себе около 5% генов неандертальцев, что является результатом скрещивания с ними наших предков 60–70 тысяч лет назад на Ближнем Востоке.

культура: А не могли ли неандертальцы, австралопитеки и прочие питекантропы быть результатом не эволюции, а деградации какой-то из ветвей человека разумного, существовавшего до них?
Борисов: Нет, тогда датировка их останков, проводимая разными способами, не определяла бы значительные расхождения в их геологическом возрасте. По древности первыми из гоминидов идут австралопитеки, а уже за ними более развитые питекантропы, синантропы, неандертальцы. Эволюция идет только в одну сторону. Сегодня стоянки кроманьонцев (непосредственных предков человека разумного) и неандертальцев действительно датируют одним и тем же временем. В Европе они жили вперемешку. Но, скажем, появление австралопитеков и неандертальцев разделяют между собою миллионы лет. Различаются и центры возникновения: у гомо сапиенс это центральная Африка, неандертальцы же возникли севернее. Так что фантазии о вырождении некоей древней расы в приматов остаются фантазиями, не имея никаких научных подтверждений.

культура: И все же немалое число христиан, в том числе пастырей, считают дарвинизм несовместимым с христианством... 
Борисов: Замечательный русский поэт Алексей Константинович Толстой, бывший, безусловно, верующим православным человеком, в 1872 году в ответ на попытку властей запретить издание книги Дарвина в России написал сатирическое стихотворение. Поэт указывает на необязательность буквального прочтения Библии и высмеивает потуги остановить ход науки: «И Коперник ведь отчасти / Разошелся с Моисеем». Там есть примечательные строки: «Способ, как творил Создатель, / Что считал Он боле кстати, / —Знать не может председатель / Комитета о печати». О гипотезе происхождения человека от приматов он полемически восклицает: «Да и в прошлом нет причины / Нам искать большого ранга, / И, по мне, шматина глины / Не знатней орангутанга».

культура: Неужели Вы — православный священник — разделяете версию «обезьяньего» происхождении человека?
Борисов: Такое утверждение научно некорректно. Я разделяю воззрение, что у нас были общие предки с нынешними приматами на основании того простого факта, что у человека и шимпанзе 95% общих генов. А, скажем, с гиббоном уже гораздо меньше. Значит, когда-то мы просто разошлись в эволюционных путях, исходя от общего предка. 

Это ведь тоже не стоит, по-моему, воспринимать буквально. Гениальная формулировка «по образу и подобию Божиему» — может значить прежде всего то, что человек, влекомый вложенным в материю замыслом Божиим от австралопитека до гомо сапиенс, обрел совершенную нервную систему, способную чувствовать духовный мир — чего лишены животные. А объяснения про глину, в которую Господь вдохнул жизнь, и Адамово ребро — это духовное иносказание, доступное современникам Моисея — автора ядра Пятикнижия.

культура: В чем же тогда основная причина ожесточенных споров и опровержений дарвиновской теории? 
Борисов: Проблема в том, что о современной физике, теории относительности, квантовой механике редко отваживаются судить НЕфизики. А по проблемам биологии сегодня считают себя вправе высказываться люди, плохо помнящие даже ее школьный курс. Но самое главное, что для спасения собственной души от бездуховной, бессмысленной жизни, для следования за Христом не столь важно, как и когда произошел мир, как именно появился человек. Гораздо важнее — как ты проживешь собственную жизнь, найдешь ли ты путь к Богу. Пусть наука занимается вопросом, как все происходило, а религия — смыслом всего происходящего. Причина кажущегося противоречия между научным и религиозным подходом к проблеме эволюции вообще и человека в частности лежит в неправильном понимании либо науки, либо религии. Наука изучает материальный мир, а религия — это поиск связи между человеком и духовным миром.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (4)

  • alt

    Сергей 29.11.2014 13:13:42

    У о. Борисова общие предки с деревом, потому что и у того и другого на 100% совпадют электроны, нейтрони и позитроны, не говоря о других элементах
  • alt

    Волков 04.12.2014 15:03:59

    Действительно, чем не творческий метод-подход - но в русле ли "образа-подобия"? Сегодня поговорить об эволюции со священником - бывшим до рукоположения ученым-биологом, завтра - "испросить" мнения умудренного академика-физика, послезавтра - "матерого" математика… И так - поочередно. Не позабыть бы еще обратиться к Александру Сергеевичу Пушкину - поэт "допускал" возможность эволюционного "скачка" "превращения" в человека - за считанные минуты: - "Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами… и на берег с высоты - опустилася в кусты… Встрепенулась, отряхнулась и… царевной обернулась…"? А вот как бы собрать все это во взаимоувязанное целое-логичное?
    Может быть, и не столь важно, как утверждает прот. А. Борисов в плане-смысле спасения собственной души знать, "как и когда произошел мир, как именно появился человек", однако… Понятно же, что без ручного управления ни в одной сфере человеческой деятельности - "ни туды и ни сюды"! Тот же "самотечно" организованный в стране "рынок" - не один ли из наглядных примеров? Да у любого правителя страна - разве не на "ручном управлении"? Почему же исключением должен быть Господь, коли Он по целевому назначению - Творец? Создатель, обращающий Хаос в Космос-красоту? Вот только странная какая-то получилась Вселенная… До сих пор "лепится" и все куда-то "разбегается" - вкупе с неустойчивой, "склонной" к распаду материей…. И "венец творения" - с таковыми же "свойствами" оказался… И вся страдающая из-за "венца" взаимопожирающая животная "тварь" от "милых" муравьев-кузнечиков (эволюционных "ответвлений" или…), обезьян до нынешних гигантов-млекопитающих. А эти страшные "исчезнувшие" во времени монстры-динозавры - кто их-то "сконструировал" и "придал" ужасный облик как и "ископаемым" саблезубым тиграм? Неужель Бог -Любовь? Вообщем, в "неуютной" среде проживания "оказался" "прописанным" человек - Ева по "нравственным" меркам должна бы печалиться и доныне о содеянном и "хлопотать" за род человеческий пред Творцом - кстати, а где сейчас может находиться и чем заниматься прародительница?
    Получается, что даже на уровне электрона, изначально, при создании, мир оказался "дефектным" - задолго до окончательной "сборки" из "праха земного" человека - может оно в определенном смысле и хорошо, но явно не отлично?! И в насажденный "райский сад" допустили непослушно-неустойчивого Адама, чтобы затем его изнеженного "выдворить" из такого "комфорта"? Непорядок! А может, что-то не так с толкованием?
  • alt

    Волков 05.12.2014 11:26:24

    Малость к вопросу ужасных "обликов" ископаемых "созданий" и их сегодняшних "аналогов" в самом широком спектре-смысле… Кто их "автор"? Ясно, что не Бог-Любовь… Конечно же, и не Урфин Джюс, ожививший однажды волшебным "порошком" армию "выструганных-собранных" деревянных солдат… Со свирепыми лицами. Почему так получилось? А возмечтавший стать правителем завоеватель Изумрудного города столяр "по натуре" был злобным ненавистником и… себе же уподобил "создания"! В рамках-границах "гармонии" своего сердца - таковой она ему представлялась - как, в частности, и ряду нынешних "мировых" правителей… Об этом говорится в известном евангельском выражении: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма.» (Мф., Глава 6; 22,23).
    В той сказке, в борьбе-взаимовыручке, в итоге все закончилось хорошо - Добро одолело Зло. Страшила Мудрый "догадался" каким образом "перековать мечи на орала" - ввиду отсутствия у деревянных солдат сердец зверские рожи были переделаны в улыбающиеся лица и… бывшие разрушители превратились в трудолюбивых работников… С "венцом" же творения дело обстоит куда сложнее - мимикрия-подрисовка лиц, увы, сердец не умягчает, и соответствующего сознания им не "прибавляет"… Все это признаки развивающейся инволюции - духовной… Ныне углубляющейся. И управляет ею создание-сущность покрепче тысяч армий дуболомов и поинтеллектуальней всех соответствующих планетарных ресурсов немалой частью являющихся ее же орудием… Как этому эффективно противостоять - вот действительно вопрос!
  • alt

    Волков 07.12.2014 15:22:08

    Протоиерей Александр Борисов: "Гораздо важнее - как ты проживешь собственную жизнь, найдешь ли ты путь к Богу. Пусть наука занимается вопросом, как все происходило, а религия — смыслом всего происходящего. Причина кажущегося противоречия между научным и религиозным подходом к проблеме эволюции вообще и человека в частности лежит в неправильном понимании либо науки, либо религии. Наука изучает материальный мир, а религия — это поиск связи между человеком и духовным миром".
    ________________________________________-

    Не столь прямолинеен-однозначен "вопрос" соотнесения науки и религии, разделения их сфер "влияния"… Ведь те же откровения идут помимо науки - заметил однажды известный ученый, инженер, философ-теолог и просто внимавший жизни человек - академик Б. В. Раушенбах…
    В порядке комментария и ряда других проблем, затронутых в публикации - нижеследующий текст…

    "Обыкновенное чудо или по ком плачут иконы…"

    Сегодня редко какое из значимых религиозных мероприятий обходится без присутствия политиков… Ожидание ли это ими встречи с чудом, дань уважению Церкви, соблюдение «протокола» или устремление «к горнему» собственных сердец - на лицах не «начертано»…
    И то - правда, чудес, и самого великого из них - чуда зарождения жизни, «на свете» немало, как и мнений о причинах явлений. Мироточение икон, наблюдаемое ныне во многих православных епархиях России - одно из них. В связи с этим, вспоминается, примерно, 5-летней давности случай, когда одному очень хорошо знакомому верующему человеку, дома, потребовалось масло для лампады, а его в окрест нигде не оказалось… И тогда оно вдруг «появилось» - само-собой, «из ничего», заполнив, примерно, половину пустой стандартной бутылки… Вместе с советом по использованию его, данным в последующую ночь человеку в откровении.
    Невероятно? Конечно, если «находиться» умом и сердцем несколько в стороне от сути жизни… И почти закономерная обыденность - если «наоборот». Да, чудо - но, как оказалось, и помощь Бога, обратившего столь непривычным для нас способом внимание человека на некоторые стороны его жизни…
    Выходит, с Творцом можно разговаривать чуть ли не по «мобильнику»? Вполне, если имеется «ресурс» на личном счете - духовный, разумеется. Однако, состояние его ныне явно не в пользу человека. Подтверждением – нарастающие беззакония жизни, причина большинства коих – безостановочно умножающаяся греховность людей.
    «Бог ищет кому благодать дать – да некому ее принять…», - заметил однажды местный священник… Прав, безусловно, батюшка. Но только как, иному грешнику, благодать принять, коли на религию «взирает» скептически, да и духовно должным образом пока не просвещается? Ведь одних устремлений на уровне литературного персонажа: «Я верую… Я… буду верить!» и во времена Достоевского было недостаточно… Что говорить о днях сегодняшних, когда духовность нередко отождествляется с посещением концертов Элтона Джона и с «прорывными технологиями» в будущее, истирающими в кирпичную крошку память о тех, кто пытался высшие цель и смысл жизни постичь?
    На причины нынешних «болезней» обратил внимание еще Серафим Саровский, говоря о помрачении человека, сделавшегося в духовном рассуждении односторонним. И действительно, нередко, человек сам упускает возможности понимание жизни «углубить». Почему бы, однажды, «призадумавшись» над утверждением одного из писателей: - «чем больше общего благосостояния, тем возможнее для всех и каждого действительное счастье, тем прочнее оно…», не усомниться в них? Останавливает авторитет классика? Но разве они, как и политики, застрахованы от ошибок? Да и не о том речь, как уязвить почитателей любимого многими писателя - о «неполноте» представленной формулы счастья! Не учитывающей, к примеру, случая, когда «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
    Понятно, что счастье каждый «норовит» понимать по-своему. Некто видит его в безудержном наращивании материальной составляющей жизни, другой - в наличии куска хлеба, третий – плотских «утехах». «Универсальной формулы любви и счастья нет», - к такому выводу «пришел» «до зари» перестройки авторитет отечественной сексологии. И все же оно есть - то огромное человеческое счастье, как и путь, на котором оно себя являет. Только отличается оно несколько от того, что «проходит» обычно в искренних пожеланиях… И его невозможно «вычислить» и «понять» в рамках той же сексологии, изначально ориентированной на борьбу с религиозным миропониманием, ибо истинное счастье - категория духовная, а не эмоционально-телесная. И ощущение его произрастает не из «нижней» части тела, а из самой глубины человека - его Духа. Притом, выдается «кусочек» истинного счастья совсем кратковременно, как знак-вознаграждение, подтверждающий, что человек идет по истинному пути, а не одному из тех, что навязываются сегодня людям в виде «правильных». А затем «счастье» «отбирается», дабы человек в напряжении продолжил преодолевать новые горизонты жизни… Внимая ей и духовно себя совершенствуя.
    Именно потому мнение, что «человек создан для счастья, как птица для полета» практикой жизни не подтверждается. А варианты совета: - «хочешь быть счастливым - становись им», работают разве что в ее эмоциональных приложениях - да и то не всегда.
    Какова «мораль» вышесказанного?
    Во-первых, не допускать сдачи позиций в «вопросе» изучения русской классической литературы…
    Во-вторых, не следует торопиться числить себя демократами-либералами и вообще, партийными людьми. А более сосредоточиться на осознании того, что человек - будь то политик или писатель, существо, прежде всего, духовное, со всеми «вытекающими» из глубинной, религиозной картины мира последствиями.
    А в-десятых… Следует обратить внимание на некоторый радикализм, сопровождающий иногда обсуждения вопросов веры… Потому, спорным представляются выводы тех авторов публикаций, кто утверждает, что объяснения (подобные научным) фактов мироточения икон людям верующим не нужны… И тем, якобы ценна их вера - не совсем так это...
    Безусловно, возможности научного способа познания мира далеко не безграничны, вместе с тем вряд ли следует пренебрегать его наработанной «методологией» даже при анализе явлений выраженного мистического плана… «Дайте научную религию», - прозвучало как-то требование читателя одной из православных газет. С одной стороны - явный «нонсенс», с другой же - «заказ» просветителям на прорисовку мало-мальски увязанной и «понимаемой» картинки мира с обозначенными целями и задачами…
    Жизнь многослойна и объяснения различных сторон ее, не помешали бы сегодня многим, в том числе и людям верующим… И это еще вопрос, где начинается наука - «откуда» и как ученые, писатели и те же политики считывают «откровения», «перекладываемые» затем в тексты произведений и программ, часть которых по прошествии времени нередко перестает «узнаваться» даже их «создателями» - по разным причинам…

    2004 г. Волков
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть