Не гоните пургу!

Андрей САМОХИН

29.10.2015

Глобальные климатические изменения можно примерно рассчитать в масштабах нескольких десятилетий. А более-менее точно предсказать погоду, по словам директора Гидрометцентра РФ Романа Вильфанда, проблематично и на неделю вперед. Не говоря уже о периоде в месяц-другой. 

Как же нам быть? Ведь оперативная информация о том, какая приближается зима — морозная, слякотная, ветреная? — помогает «сверстать» семейные планы, сбалансировать личный бюджет, избежать проблем со здоровьем.

Пользуясь массовым спросом, некоторые издания поставили прогнозы на поток. Читаешь иные, и мороз по коже: «Декабрь ожидается самым злым на минусовые температуры. Средняя температура воздуха в декабре может опуститься до минус 30 градусов... Ближе к Новому году погода разыграется и наградит самых терпеливых любителей активного снежного отдыха обильными снегопадами». 

Некоторые обнаглели настолько, что описывают (причем также со ссылкой на Гидрометцентр) погоду конкретно на 31 декабря. Удивившись, мы решили поинтересоваться в указанном ведомстве, как удалось достичь такой точности в долгосрочных прогнозах? 

— Все это голословные байки, с нами никак не связанные, — негодует Марина Макарова, главный специалист Гидрометцентра России. — На отопительный период с октября по март мы даем вероятностный прогноз отклонения средней температуры от нормы. Норма рассчитывается по годам: с 1961-го по 1990-й. Самой теплой считалась зима 62-го. Однако прошлая превысила те показатели на полградуса. Что следует из этого применительно к нынешней зиме? По большому счету, ничего.

С вероятностью 68–70 процентов можно предположить, что в целом с октября по март на основной части России температурный фон будет близок к норме. В южных регионах европейской территории — около и выше нее, в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, на большей части Сибирского и в южной половине ДФО — ниже, чем за предыдущий отопительный период. Но эта «средняя температура по больнице» совершенно не исключает резких перепадов по месяцам, неделям и регионам: от крепких морозов до глубоких оттепелей.

— Надо учитывать, что обоснованность «длинных» сценариев Гидрометцентра за последние 15 лет колебалась в пределах 58–81 процентов, — уточняет Макарова. — Для локальной территории, а тем более для отдельного географического пункта погодная картина будет еще более неопределенной. Требуется уточнение месячными и недельными прогнозами. Поэтому красочные описания снегопадов, ветров и морозов, которые нас ждут через месяц, два, три, — чистая фантазия. Стоит добавить, что на сей раз мы столкнемся с более сильным явлением Эль-Ниньо («малыш» по-испански. — «Культура»). Так называется резкое повышение температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, происходящее раз в три-четыре года. «Малыш», максимальное развитие которого обычно достигается к Рождеству, вызывает сильные погодные аномалии в разных регионах Земли. У нас в связи с этим февраль может оказаться холоднее предыдущих. Но опять же с вероятностью 60 процентов.

В свою очередь, гендиректор Центра «Фобос» Игорь Кланишен, отвечая «Культуре», был предельно лаконичен: «Предсказать, какая будет зима? Это в салон к гадалкам. Мы в нашем центре даем достаточно точный прогноз на десять дней, а на месяц — с большими допусками. Все остальное — фэнтези».

Интересуемся: как же быть с 60-летним циклом похолодания, о наступлении которого на Земле заявил недавно академик Владимир Мельников?

— Такой тренд не означает, что нынешней и следующей зимой будет все холоднее и холоднее, — поясняет Макарова. — Этот цикл перекрывается другими: они его могут усилить, сгладить, а то и развернуть на 180 градусов — к глубоким зимним оттепелям.

В общем, получается, что научные прогнозы полной картины предстоящей зимы нам не дают. Может быть, помогут народные приметы? Говорят, они хорошо срабатывали при наших предках.

— Сегодня высчитывать по ним погоду наивно, — отвечает Макарова, но тут же поправляется. — Правда, метеорологи из МГУ недавно провели исследование по народному календарю. И выяснили, что чаще всего повторяются такие традиционные погодные явления, как майские «черемуховые холода» и январские «крещенские морозы». Одна из самых известных примет: каков Покров — такова и зима. В текущем году 14 октября в столичном регионе выдался теплый солнечный день. Остается дождаться зимы и проверить народную мудрость на практике.


Грипп после дождя 

Минздрав РФ сообщил, что в наши края грипп доберется лишь к Новому году, а то и вовсе в январе. Подобная задержка объясняется тем, что гриппозные вирусы пока не замечены в обычных для середины осени агрессивных мутациях. По всей видимости, это связано с загостившейся теплой погодой. Между тем медики уже привили от опасного респираторного заболевания около 320 000 россиян. Всего же в наступающем холодном сезоне планируется обслужить более 30 миллионов человек. Остальные почти 120 миллионов соотечественников полагаются на природный иммунитет, витамины да русский авось. 

В нынешнем году купить вакцину самостоятельно будет сложно — для этого надо иметь специальный контейнер. Кроме того, на отпуск, скажем, в громадной Москве работает всего порядка дюжины аптек. Разумнее сразу направиться в районную поликлинику, где вы попадете в число счастливчиков, привитых за счет федерального или регионального бюджета. В коммерческом учреждении здравоохранения процедура обойдется в тысячу рублей. Выбирать придется одну из трех современных отечественных вакцин: «Гриппол», «Совигрипп» и «Ультрикс». Каждая содержит три специально модифицированных к наступающему сезону вирусных штамма, включая и тот, что «на воле» может стать возбудителем печально знаменитого «свиного гриппа».

Впрочем, эксперты пока не готовы прогнозировать сильную эпидемию. Согласно наблюдениям, эта напасть в последние годы все чаще сдвигается с осени на позднюю зиму и раннюю весну. Логично предположить, что и этот эффект связан с последствиями глобального потепления. Но куда интереснее другая закономерность: начиная с 2005-го, когда, по словам главного санитарного врача России Анны Поповой, состоялась первая целенаправленная массовая вакцинация населения отечественными препаратами, заболеваемость гриппом упала в десять раз. Правда, вне статистики остаются россияне, которые в надежде на тот же авось или боясь потерять работу, переносят коварный недуг на ногах.