Военно-полевой роман

Виктор СОКИРКО, Донецкая область

14.08.2014

Юго-восток Украины пылает в огне, ополченцы ведут ожесточенные бои с нацгвардией. Льется кровь, гибнут люди. Но чем ближе смерть, тем ярче ощущается жизнь, тем острее проявляются чувства. Побывав в охваченном войной регионе, корреспондент «Культуры» увидел, что и здесь люди встречаются, люди влюбляются и даже женятся.

Свадьба под пулями

Самый известный любовный сюжет на этой войне — недавняя свадьба командира отряда ополченцев Арсения Павлова, больше известного как «Моторола», и Елены Коленкиной, медсестры ополченцев. Они встретились случайно, возле полуразбитого прямым попаданием снаряда дома в Славянске. Лена пряталась там вместе с мамой, а «Моторола» проходил мимо и как бы невзначай спросил: «Вам случайно зять не нужен?» «Нужен!» — шутливо ответила старшая из женщин. «Тогда меня берите!» — с улыбкой заявил лихой ополченец. 

Тогда они лишь обменялись телефонами, но, когда через несколько дней Арсений случайно узнал, что Елена получила ранение (к счастью, не очень серьезное), тут же примчался к ней. После этого они уже не расставались, а спустя два месяца героический командир сделал Лене предложение, и она приняла его руку и сердце.

«Мотороле» лет тридцать, росточка невысокого, обычный парень с виду. Однако его позывной хорошо известен не только ополченцам, но и противнику. Он прославился лихостью и необычайной везучестью — не раз помогал своим бойцам избежать неминуемой смерти. В наградном листе к Георгиевскому кресту, к которому Арсения Павлова представил главком ополчения Игорь Стрелков, так и записано: «За мужество, храбрость и отличное выполнение воинского долга при защите города Славянска от карательных войск». А вообще «Моторолу» хорошо знают, причем не только в России. Правда, заочно. Ведь это именно он снимал свои боевые вылазки на камеру мобильного телефона и отдавал российским журналистам — так миллионы телезрителей могли увидеть реальные кадры войны в Донбассе. 

Лена — высокая, статная южнорусская красавица, про таких обычно говорят «кровь с молоком». Она моложе «Моторолы» на десять лет и внешне, уж пусть простит меня герой, значительно ярче своего избранника. Но вот — любовь! И плевать, что вокруг война и рвутся снаряды.

Свадьбу сыграли 11 июля в центральном загсе Донецка, получили свидетельство ДНР о заключении брака за номером 0001. Все чин по чину: свадебное платье, фата, кольца, марш Мендельсона. Жених, правда, был в камуфляже и с загипсованной рукой на перевязи, а у невесты под мышкой висел пистолет в кобуре, но это современный местный колорит. После свадьбы глава ДНР Павел Губарев отправил молодых в Крым — «Моторолу» надо было подлечить, ну и заодно медовый месяц отгулять. 

Не повод для разлуки

Это он с виду такой суровый и грозный, известный по всей Луганщине командир десантно-штурмового батальона под позывным «Батя». Его седую шевелюру и будто дубленое, выгоревшее на солнце лицо ни с какими другими не перепутать. «Культура» уже рассказывала о нем в предыдущем номере — в репортаже о доставке российской гуманитарной помощи. Выходец из селян, без военного, да и вообще без высшего образования, но с успехом командует крупным подразделением. Под его началом служат даже бывшие офицеры ВДВ. Его уже неоднократно «брали в плен» «правосеки», последний раз в середине июня в поселке Счастье под Луганском, а он — вот, сидит рядом со мной в подвале облсовета и приговаривает: «Не будет врагам такого счастья, чтобы «Батю» в плен взять!»

«Батя», в мирной жизни Николай Козицын, — человек миролюбивый, добрый и необычайно юморной. А еще — верный и преданный муж.

— К жинке надо заехать, а то уже несколько дней нецелованная моя Любаня, — говорит он ближе к полуночи. — Вот только пост один надо проверить — и домой.

Война — не повод для разлуки, вполне афористично замечает командир. Но поездка к жене — это сейчас как рейд в тыл врага. Можно запросто нарваться на засаду или попасть под шальную мину. А может, и не шальную — за «Батей» идет настоящая охота, его голос в эфире быстро пеленгуется, а потом прилетает «укроповский подарок», как он говорит. Николая обстрелы не пугают, но дома, чтобы не подвергать опасности жену, он выключает мобильный телефон и рацию.

С Любаней они уж сорок лет как вместе, знакомы еще со школы. Красавец Колька нравился многим одноклассницам, но ему приглянулась малявка тремя годами моложе. Первый раз поцеловались, когда его всем селом провожали в армию. «Дождусь», — шепнула Люба парню на ухо. Через два года бравый сержант-десантник вернулся домой. «Твоя-то каждый день к нам захаживала, —  с улыбкой рассказывала мать. — Когда свадьбу играть-то будем?» Гуляли два дня кряду.

— Вот вроде и жизнь прожили немаленькую, дети, внуки уже есть, а все остыть не можем, — смущенно улыбается «Батя». — Все как в первый раз встречаемся.

Когда на Донбасс пришла война, он принял решение защитить родную землю от нацистов. Организовал людей. Хотел отправить Любу в Ростовскую область к родственникам, но та заартачилась: «Куда ж я одна? Уж если столько лет вместе, то и смерть пусть вместе».

— Такая вот у нас любовь, — усмехается Козицын одновременно со смущением и гордостью. — Но до конца нам еще далеко, не дождутся. Мы еще на свадьбах внуков погуляем, покажем молодежи, как жизнь строить нужно.

...Ранним утром «Батя» вернулся к своим подчиненным — невыспавшийся, но бодрый. И камуфляж его был кем-то чисто выстиран. Понятно кем — Любовью.

А девушки — потом

«Дэн» — замкоменданта. У них с Ириной военно-полевой роман. Своих отношений они особо не скрывают. По вечерам всегда вместе  — целуются взахлеб. А днем «Дэн» на работе — то на передовой, то в штабе батальона «Заря», то ругается по поводу распределения продовольствия и боеприпасов с командирами отрядов. Недавно его контузило взрывом мины. Ирина ему о безопасности, а он отшучивается и старается при этом не морщиться от головной боли.

Они познакомились, или, как здесь говорят, «сошлись», три месяца назад. Есть у них свой уголок — отгороженная часть комнаты в архивном хранилище, закрытая стеллажами с папками документов и плащ-палаткой. Там разложенный диванчик, холодильник, один автомат на двоих и по пистолету ТТ на каждого.

— Жениться? — переспрашивает «Дэн». — Ну, не сейчас, точно. Война ведь. Мало ли что со мной может случиться — тут на десять минут трудно спрогнозировать, не то что на всю жизнь. Вот победим — тогда и о свадьбе можно подумать. Да и какая на войне семейная жизнь, когда вместе удается побыть далеко не каждый день.

Ирина, прильнув к мужскому плечу, нежно воркует. Ей хорошо, когда это плечо рядом. Завтра она опять будет ходить как потерянная с тревогой в глазах и ждать, когда Денис вернется с передовой.

А у «Малыша» девушки здесь пока еще нет, впрочем, как и у большинства ополченцев. Боец противотанковой группы, совсем еще пацан. Но на его счету уже несколько подбитых танков. В те дни, когда выпадает передышка, он переодевает пропыленный потасканный комбез на свеженький камуфляж, мужественно мылит шампунем под холодной водой из крана короткий ежик на голове и идет развеяться. Дискотек и баров в зоне боевых действий нет уже давно, так что его гулянье — просто потрепаться и пофлиртовать с симпатичными ополченками, которые рады вниманию молодого человека. С его ростом и внешностью мог бы коротать вечера в столичных ночных клубах, но приехал сюда добровольцем. Однако война — войной, а поболтать с девчонками тоже хочется.

— С ними иногда интереснее, чем какие-то военные проблемы с ополченцами обсуждать, — признается «Малыш».

Его командир «Старый» в этом вопросе категоричен: «Нечего бабам вообще на войне делать, отвлекают только. Да и не могу я смотреть на погибших женщин. И как ей, например, перевязывать ранение в грудную клетку?»

Самый же главный «женоненавистник» воюющего Донбасса — 40-летний главком Игорь Стрелков. В него влюблены практически весь женский состав ополчения, мирные гражданки ДНР и еще тысячи телезрительниц в России. Тонкое интеллигентное лицо, «белогвардейская» щеточка усов, спокойствие и невозмутимость, за которыми чувствуется сила, — женщинам такой типаж очень симпатичен. Но единственное, на что могут рассчитывать поклонницы, — это вежливость и тактичность. В Москве у Стрелкова остались жена и двое детей.