Треснувший символ

Игорь БОЙКО, Кишинев

08.02.2017

Молдавия — особый этап в жизни Пушкина. Служебная командировка сродни ссылке. Здесь была написана озорная «Гавриилиада», начаты «Цыганы» и «Евгений Онегин». Удивительно, но до сего дня в Кишиневе сохранился дом, где жил изгнанник. Побывал там и наш корреспондент.

Это место в народе так и называется — Пушкинская горка. Во-первых, потому что действительно располагается на вершине холма (их в Кишиневе семь — как и в Москве), а во-вторых, чисто южный юморок: мол, в большой России — Пушкинские Горы, а у нас масштабы поменьше.

Две минуты пешком от шумного центра — и попадаешь на островок тишины. Подходящая атмосфера для музея. Крепкие ворота, дворик, окруженный одноэтажными домишками в виде буквы «П». 

— На выставке, открытой в честь нынешней годовщины гибели поэта, представлены материалы, рассказывающие, как отмечали столетие трагической даты, — говорит музеограф Марина Подлесная. — Именно с тех пор в СССР началось массовое поклонение Пушкину, который стал восприниматься не просто как поэт, а как один из главных символов страны.

Мне показывают журналы 1937 года — «Работница», «Крестьянка»... Обращаю внимание на «Спутник агитатора»: на обложке — Ленин и Пушкин. Внутри заметка о том, что автор «Руслана и Людмилы» — любимый стихотворец рабкоров-железнодорожников. Проходим в зал, где размещается экспозиция. Посетителей хватает. Много детских экскурсий, приезжают гости из стран СНГ, дальнего зарубежья. Невольно вспоминается хрестоматийное: «К нему не зарастет народная тропа».

— Особенно любят посещать наш музей жители Японии, Китая и Южной Кореи, — сообщает Марина. — Александр Сергеевич там чуть ли не национальный поэт.

Не без сожаления узнаю, что в музее нет ни одной вещи, не то что принадлежавшей Пушкину, но и такой, которую он хотя бы держал в руках. Не уберегли. Зато мебель, предметы быта — той эпохи.

Зданием, где располагается Дом-музей, владел купец Наумов, и было оно гостиницей. Поэт проживал в нем с 21 сентября по ноябрь 1820-го. Кстати, часть стены осталась нетронутой, какой и была при Пушкине. Считается, что прикоснуться к ней — на удачу. 

Музей находится на балансе молдавского минкульта. «Как и все объекты министерства, мы пребываем в состоянии недофинансирования», — грустно отчитывается Подлесная.

В советское время тут работали три научных отдела, средства выделялись в приоритетном порядке. Экспонаты, сплошь антиквариат, закупались у коллекционеров в Москве и Ленинграде, денег не жалели. Сегодня же остались один научный сотрудник (сама Подлесная), три смотрителя, два работника в фондохранилище, бухгалтер, директор и охрана. Но все они бескорыстно и преданно влюблены в Александра Сергеевича. Иначе не остались бы здесь за гроши — у научных сотрудников, например, получается меньше ста долларов в месяц. На исследования и вовсе не выделяют ни лея. 

А вот улица Пушкина в центре Кишинева сохранила название. Хотя попыток переименовать хватало, отстоять ее удалось. Потому что поэт, как выяснилось, для современной Молдавии «их все». 

— Пушкин стоял у истоков государственности современной Молдовы, — поражает неожиданной трактовкой моя провожатая. — Его переводили на молдавский стихотворцы, провозглашавшие независимость республики. Им передалось стремление к вольности, которую воспевал классик. И эти чувства двигали ими, когда они выступали за выход из СССР. Сейчас опять для Молдовы существует угроза потери государственности...

— Вы имеете в виду вариант объединения с Румынией?
— В том числе...

Да, в школе мы такого не проходили. Но спорить не стал — научному сотруднику виднее. Главное, эти аргументы позволяют успешно отбивать атаки националистов. Но без потерь, увы, не обошлось. Парк Пушкина, когда-то основной в молдавской столице, переименовали, сегодня он носит имя Штефана чел Маре. Однако установленный там еще 26 мая 1885 года (третьим в империи) бюст поэта работы скульптора Александра Опекушина и являющийся чуть уменьшенной копией верхней части знаменитого памятника в Москве — устоял... 

А несколько лет назад вспыхнул новый скандал. Рядом с обителью Пушкина началось возведение высотного дома. Общественность возмутилась.

— Видите, трещины появились, — показывает экскурсовод. — От вибрации, работала тяжелая техника. Это только то, что видно. А может, там еще и грунт ползет... Разрешение на строительство дало министерство культуры — такая вот забота о наследии.

Тут в музей ворвалась, гомоня, очередная ватага школьников, и Марина Подлесная повела их знакомиться с бытом и образом жизни автора «Цыган». А я вышел за ворота. Над домишком, где творил наш гений, нависает высотка, в десятке метров раскинулся пустырь, огороженный забором, — еще одна стройплощадка. Сейчас, правда, из-за кризиса она заморожена. Однако сколько еще продержится этот уютный музей, устоявший под атаками националистов, но затрещавший под натиском коммерческой застройки? Земля в центре Кишинева слишком дорогая.


Миссия в Литве

Пушкин никогда не заезжал в Вильно, но именно здесь крестился его прадед Ганнибал. А младший сын поэта Григорий Александрович жил в имении Маркутье (Маркучяй), принадлежавшем супруге Варваре, урожденной Мельниковой.

В 1940 году Совет народных комиссаров Литовской ССР постановил создать музей А.С. Пушкина. Однако Вторая мировая отложила его появление до 1946-го. 

Музей Пушкина располагается в усадьбе сына поэта на улице Субачяус, в нем хранятся личные вещи Александра Сергеевича, бильярдный стол и рояль, принадлежавшие семье русского гения, 21 прижизненное издание классика, включая первые тома «Евгения Онегина». До поры до времени музей беспрепятственно выполнял свою культурную миссию. Но в 2015-м, незадолго до 60-летнего юбилея учреждения, состоялось внезапное увольнение его директора Татьяны Михневой, вызвавшее скандал в СМИ. Официальной причиной назывались бухгалтерские нарушения и якобы незнание уволенной литовского языка. Однако, как признавалась сама Михнева, решение об отставке было принято задолго до аудиторской проверки. Дело в том, что Татьяна является активным деятелем русской общины, в настоящее время она возглавляет Фонд русской культуры Литвы. 

В Вильнюсе также работает русская школа им. А. Пушкина. Но в том же 2015 году, ссылаясь на необходимость оптимизации, власти изменили статус русскоязычных школ со средних на базовые. В результате реформы дети вынуждены оканчивать старшие классы уже в литовских школах. 

Константин ЛЮДНИКОВ