Между собакой и волком

Алексей КОЛЕНСКИЙ

18.06.2019


«Зов волка»
Франция, 2019

Режиссер Абель Ланзак

В ролях: Франсуа Сивиль, Матье Кассовиц, Реда Катеб, Омар Си, Паула Бир, Жан-Ив Бертело и другие

16+

В прокате с 20 июня

На экранах — ​суровый военно-морской триллер «Зов волка» Абеля Ланзака. Думается, не случайно премьера следует в фарватере «Курска» Томаса Винтерберга, где русские подводники были представлены жертвами быта и разменными пешками. На сей раз мы видим рыцарей без страха и упрека — ​достойных соперников злодейки-судьбы. Но в данном случае речь идет не о пропагандистском продукте, а об экзистенциальной драме.

Настоящее имя режиссера — ​Антонин Бодри. По окончании Высшей школы права он сделал блестящую дипломатическую карьеру, став советником и спичрайтером министра иностранных дел. Но, утомленный превратностями большой политики, разменял теплое место на пост посольского атташе по культурным связям и взялся за сочинение сатирического романа «Набережная Орсе», разоблачающего мидовскую кухню. Изданная в 2010-м, книга удостоилась престижных наград и спустя три года была экранизирована мэтром французского кино Бертраном Тавернье. Успех фильма вдохновил Ланзака дебютировать и в режиссуре.

…Курсируя у сирийских берегов, субмарина «Титан» попадает в прицел иранского корабля. В последний момент команде удается отбить атаку, но за считанные минуты до развязки акустический аналитик Шантре (Франсуа Сивиль) догадывается, что «Заратустру» навела вражеская подлодка. Слухач пытается вычислить соперницу, но в компьютерной базе НАТО плавсредств с подобными характеристиками не значится.

Инцидент рушит хрупкий баланс сил в регионе. Капитана «Титана» (Реда Катеб) назначают командиром атомной субмарины «Гроза» и посылают на поиски возмутительницы спокойствия, «Титан» же идет следом в качестве сопровождающего. Выясняется, что целью охоты станет списанная российская АПЛ, пропавшая много лет назад. Адмирал Алфост (Матье Кассовиц) предполагает, что теперь она управляется ближневосточными террористами и имеет ядерное вооружение. Тем временем агрессор вновь возникает на радарах и выпускает ракету… Президент Пятой республики отдает приказ уничтожить врага стратегическим контрударом. Именно на это и рассчитывали смертники-джихадисты, давшие холостой залп, чтобы спровоцировать натовское командование на первый ход в ядерном Армагеддоне.

Исполнив роль приманки, подлодка террористов перестала служить приоритетной целью ответного залпа. Тем не менее, беспрекословно следуя военно-морскому протоколу, «Гроза» готовится атаковать противника и отключает связь с внешним миром… Попытки вытащить субмарину в эфир, чтобы отменить приказ на запуск ядерной ракеты, к успеху не приводят, и тогда французский лидер принимает тяжелое решение. Уничтожить атомную, более мощную, «Грозу» придется… «Титану». Единственной надеждой человечества становятся «золотые уши» Шантре.

Картину предваряет эпиграф: «Люди бывают трех типов: живые, мертвые и ушедшие в море». Важная ремарка: брутальный сюжет разворачивается Ланзаком в неочевидной, зыбкой, пограничной среде, каждый звук в которой свидетельствует о подкрадывающейся смерти. Последнее, что слышит подводник, — «зов волка»: вой гидроакустического сонара, спущенного противолодочным кораблем для обнаружения субмарины. За ним следует прицельное бомбометание. Это принципиальный момент: стальные хищницы имеют шансы уклониться от торпед, когда же их накрывают с поверхности воды, шансы на выживание минимальны. Субмарины вынуждены таиться, постоянно перемещаться, прощупывая курс на слух, и в этом смысле акустик становится парнем, на которого молится вся команда.

Масштабная метафора Ланзака проявляется в режиме надвигающейся катастрофы, рассказывает о человеке, наделенном абсолютной властью и одновременно крайне зависимом от собственной интуиции. Шантре вынужден домысливать каждый звук и воссоздавать из их суммы картину реальности, балансирующей на грани катастрофы.

Ланзак доводит образность ленты до кульминации: каждый стук за переборкой — ​это и эхо надвигающейся гибели, и стук сердца акустика, в роковой миг становящегося властелином бездны. С одной-единственной поправкой: подводниками командуют капитаны. Режиссер организует захватывающий поединок характеров, условно говоря, собаки и волка, вчерашних друзей, невольных дуэлянтов. В их лютом противоборстве Шантре достается самая трудная, едва выносимая роль последнего связующего звена между жизнью и смертью.