Споры о Солженицыне

24.09.2014

Полемический резонанс вызывают публикации не только в газете «Культура», но и в нашем новом ежемесячном приложении — журнале «Свой». В сентябрьском номере журнала, под рубрикой «Точка зрения» выступил главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Высказав, в частности, свое мнение по поводу празднования грядущего столетнего юбилея со дня рождения Александра Солженицына.

Сегодня на страницах «Культуры» вдова писателя Наталья Солженицына и Юрий Поляков обмениваются открытыми письмами.


Открытое письмо Ю. Полякову,

писателю, главному редактору «Литературной газеты»

Возмущена бесчестной клеветой в адрес А. И. Солженицына, напечатанной Вами на портале газеты «Культура»: «Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза… по сути исторической России, но фактически призывал американцев начать против него войну».

Вы не можете не знать, что в феврале 1974 года Солженицын был арестован, лишен гражданства и под конвоем выслан из страны. Об этом гражданам СССР сообщил ТАСС в центральной прессе. Если, зная это, Вы печатаете приведенные Выше слова — значит, Вы сознательно лжете. Если же Вы не знаете этого всеизвестного (по крайней мере, в истории литературы ХХ века) факта, то странно, как Вы при этом возглавляете «Литературную газету». И будучи на этом посту, недостойно повторять клевету о призывах к войне, состряпанную против Солженицына в глухие советские времена 5-м управлением КГБ по борьбе с инакомыслием. Напротив, будучи в изгнании, Солженицын на долгие годы впал в немилость у американской прессы именно за то, что защищал историческую Россию. Да, он считал, что большевики исказили ее лик и упорно убеждал не приписывать русскому народу жестоких черт коммунистической практики Ленина–Сталина. Не сомневаюсь, что молодое поколение разберется, что считать за правду, в чем подлинный патриотизм и кто его настоящие носители.

Наталья СОЛЖЕНИЦЫНА.


Уважаемая Наталья Дмитриевна!

Мне понятен Ваш гнев. Когда ваяешь памятник дорогому человеку, хочется, чтобы в бронзе отлились лучшие его черты. Однако Ваш покойный супруг, выдающийся русский писатель Александр Исаевич Солженицын был фигурой сложной, страстной и противоречивой. Его яростная, отчасти оправданная личной драмой нелюбовь к советской версии нашей государственности общеизвестна, и тут я скорее поверю 5-му управлению КГБ, окошмаривать которое в нынешней геополитической реальности я бы не рискнул. Конечно, окончательно нас рассудят публикации документов и серьезные исследования, несовместимые с мемориальными восторгами. Но и сегодня общеизвестна облыжная субъективность Солженицына, скажем, в вопросе об авторстве «Тихого Дона», даже после находки рукописи великого романа.

Убежден и в том, что нельзя включать в школьную программу «опыт художественного исследования» под названием «Архипелаг ГУЛАГ», на чем Вы настояли. Гомерические оценки сложнейшей эпохи Ленина–Сталина, помещенные в эту книгу, серьезно расходятся с данными исторической науки и здравым смыслом. Однобоко понятое прошлое воспитывает ненависть к собственной стране и порождает гражданское болото. А вот по-настоящему художественный «Один день Ивана Денисовича», безусловно, прочесть должен каждый старшеклассник.

Вполне возможно, я и не достоин возглавлять «Литературную газету», однако именно Ваш покорный слуга опубликовал на страницах ЛГ гневную отповедь Солженицына «потемщикам», приписывавшим ему сотрудничество все с тем же КГБ, вероятно, в отместку за «200 лет вместе». Кстати, это исследование ЛГ оценила и поддержала, в отличие от многих.

Отвечая на Ваше негодование, поясню свою мысль: мне непонятно, почему столетия крупнейших русских писателей, не ссорившихся столь всемирно с Советской властью (Леонова, Шолохова, Твардовского), отмечались весьма скромно в сравнении с планами празднования предстоящего юбилея автора «Красного колеса»… Как раз по этой причине я и уклонился от предложенной чести войти в состав юбилейного комитета. В любом случае, мне жаль, что я огорчил Вас, ибо Ваша неутомимая преданность духовным, политическим и литературным заветам ушедшего супруга заслуживает восхищения и подражания.

Юрий ПОЛЯКОВ.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (15)

  • alt

    AnnaEvgrafovna 25.09.2014 15:33:32

    О творчестве Солженицына можно говорить много, принимаю ту или иную сторону. Единственное, что я скажу - это то, что прочитав "Архипелаг ГУЛАГ" я полностью изменила о нем свое мнение. По всей книге, красной нитью идет мысль, что даже фашисты были лучше нас. Я абсолютно не за коммунистический строй, более того - я монархистка. Но это уже слишком! Книга настолько пропитана этой мыслью, что я с трудом ее закончила.
    Неприятно поразил еще тот момент, что, по всей видимости, автор книги очень хорошо знал, что нужно писать в анкете, чтобы, по возможности, не особо трудиться в лагере. Физически. И все эти: там называли те профессии, которые помогут выжить - сапожник, повар и пр. а вот я нет... даже и не подумал получше устроиться - не особо убеждают.
    Не один он сидел в лагерях. Но когда читаешь рассказы Варлама Шаламова, "Неугасимую лампаду" Бориса Ширяева и пр. остается совершенно другое чувство от прочитанного. К которому не примешивается четкое осознание того, что автор видит перед собой только одну цель - выпятить уродства своей Родины. Привлечь к ее поруганию весь мир... И это, по настоящему, отвратительно.
  • alt

    Марат Ахметов 25.09.2014 18:23:27

    Поддерживаю, вообще не смог осилить Архипелаг ГУЛаг. Автор самый величайший графоман всех времен и народов, да и по характеру мерзопакостен.
  • alt

    Николай Березовский 25.09.2014 21:22:43

    "Возмущена бесчестной клеветой..." - пишет вдова А. И. Солженицына. А что - клевета бывает честной? А вот громоздкое творчество Александра Исаевича частенько дурно попахивает. И вообще, уважаемая Наталья Дмитриевна, побойтесь Бога! Нет никакой клеветы в публикации Юрия Полякова. Он высказал личное мнение о писателе Александре Солженицыне и его трудах, созвучное, между прочим, мнению большинства русских писателей, которых я знаю.
    С поклоном - Николай Березовский.
  • alt

    Борис Хромченко 27.09.2014 02:19:04

    Уважаемый Юрий Поляков!
    Ни образование мое, ни работа никоим образом не связаны с филологией. Тем не менее, я могу отметить различия между словом "возмущение" и такими словами, как "гнев" и "негодование". В контексте Вашего диалога с Натальей Солженицыной различия эти весьма ощутимы. Различие это сродни тому, которое видно сразу, когда мы сравниваем Ваше утверждение, что "Солженицын ... уехал ... из Советского Союза" с тем фактом, что его оттуда выдворили (о чем Вам напомнила или сообщила Наталья Дмитриевна).
    Она не "гневалась", она не "негодовала". Она написала: "Возмущена".
    Уверен, что Вы не можете не видеть этих оттенков.. Но тогда - что стоит за этой подменой?
  • alt

    Надежда Иванова 27.09.2014 15:51:26

    Позор России, которая вторично начала измываться над человеком, который является одним из светочей ее культуры. Уже ушедшим человеком. Позор Литературке. Когда-то она была проводником культуры, а теперь, видимо, шагает в ногу с большинством российских СМИ - в болото мракобесия и ксенофобии под барабаны имперского величия России
  • alt

    Влад Ривлин 27.09.2014 20:10:30

    Память ушедшего человека? Почему же этот человек позволял себе измываться над памятью тех, кто сражались за свою страну, строили и восстанавливали ее после двух разрушительнейших войн?
    Что бы мне ни писали Солженицын, Суворов, Солонин и им подобные, я знаю одно совершенно ясно: без СССР, без Советской Армии, ни меня, ни всех моих близких не было бы в живых.
    Свет культуры? Юрий Поляков считает "Один день Ивана Денисовича" литературным шедевром. Как говорится, о вкусах не спорят, тем более-литературных.
  • alt

    Влад Ривлин 27.09.2014 18:07:44

    Выслав Солженицына, спецслужбы СССР сделали неоценимую услугу и Западу, самому Александру Исаевичу. Проповедников много, но терновый венок превращает обычного проповедника в пророка.
    Очень жаль что за Солженицыным многие антисоветсткие и пост-советские интеллектуалы не разглядели истинно великого русского писателя-Варлама Шаламова.
  • alt

    петр 27.09.2014 22:49:10

    подскажите, кто так точно! и емко! сказал:-"Солженицын-ЛИТЕРАТУРНЫЙ Власов".
  • alt

    Андрей Фишер 29.09.2014 11:47:38

    Так "точно и ёмко" мог сказать о Солженицыне или глупец, или подлец.
  • alt

    Андрей Фишер 29.09.2014 11:13:50

    Советую "праведным критикам" Солженицына прочесть таки "Красное колесо" и не становиться бездумно в ряд клеветников великого писателя.
  • alt

    Борис Хромченко 30.09.2014 04:36:12

    Вам сейчас ответят: "Красное колесо" и "Архипелаг" я не читал, но Солженицына как врага народа осуждаю". Всё это уже было 40 лет назад.

    Цитата: "В интервью популярной "Российской газете" молодой известный театральный актер Евгений Миронов заявил: "...Гнусность тона и лживая суть обвинений в его адрес заставляют с содроганием вспомнить о самых мрачных страницах в истории нашей страны. История все расставит по своим местам, хотя и сейчас уже в общих чертах очевидно, какое место в ней займет Солженицын, а какое - Поляков. Пусть Ваши высказывания в адрес великого русского писателя и мыслителя останутся на Вашей совести".
  • alt

    Кирилл 12.10.2014 12:58:10

    Это тот Миронов, что "вышел замуж" за Астахова? Нда... Авторитетное мнение...
  • alt

    Галина 01.10.2014 20:52:34

    Полностью согласна с Юрием Поляковым. Не надо детям в школе изучать "Архипелаг Гулаг". Во-первых с чисто художественной точки зрения это не самое выдающееся произведение в русской литературе и во-вторых не смотря на то, что написана там правда-вся книга пронизана неприязнью к России.
  • alt

    Геннадий Маркин 03.10.2014 23:20:10

    "Архипелаг ГУЛАГ" нельзя использовать в школьной программе по литературе, потому, что этот текст назвать литературным произведением нельзя. Он (текст) однобок и необъективен. В нём не показаны ни характеры героев, ни их внутренний мир. Автор выплеснул на страницы свой гнев и обиду на власть и сотрудников гулага, а настоящий писатель должен быть объективным, он к своим героям должен относиться ко всем одинаково и к людям отбывающим срок и к сотрудникам, если он конечно пишет литературное произведение, а не что-то другое. Автор не имеет право судить своих героев, он их должен показать читателю со всех сторон, а читатель уже сам будет выбирать кто хороший, а кто не очень. Польская писательница Кристина Живульская, написавшая повесть "Я пережила Освенцим", надо полагать, что тоже там в лагере смерти хлебнула Лиха не менее Александра Исаевича в гулаге, а может даже и больше. Но написала она свою повесть в отличие от него не злобно, а объективно. Она смогла так показать внутренний мир своих героев, что даже в охранницах-эсесовках видишь не только бездушных машин, но и обыкновенных женщин, с их сильными сторонами и слабыми. А такой текст, каким является "Архипелаг", для учащихся вреден, потому что он несёт в их детские души ненависть и злобу. Я с Ю. М. Поляковым согласен: Солженицын не тот автор, юбилей которого нужно отмечать с большим размахом, он не пророк в своём Отечестве.
  • alt

    Алексей 19.10.2014 23:28:40

    Мадам Солженицына, заявляя о какой-то там фабрикации Пятого управления нагло лжет. Солженицын прямым текстом призывал США к вооруженной агрессии против СССР. В интернете даже можно найти документальный фильм BBC с выступлением этого "патриота" где он, говоря о своей бывшей стране и обращаясь к американцам, заявил буквально следующее: "... мировое зло, ненавистное к человечеству, и оно полно решимости уничтожить ваш строй. Надо ли ждать, что американская молодежь должна будет гибнуть, защищая границы вашего континента?!"
    Тем, кто сомневается, Гугл с Яндексом в помощь.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть