Сельский учитель мирового масштаба

Андрей МОИСЕЕНКО

12.01.2016

Белгородская область сейчас на слуху по неприятному поводу: тамошний врач одним ударом уложил насмерть пациента. К сожалению, в тени чудовищного происшествия оказалось событие достойное и по-настоящему знаменательное. 

Сельский учитель математики с Белгородчины — Александр Чупахин — попал в топ-50 лучших педагогов мира. Теперь он реальный претендент на получение престижной международной премии Global Teacher Prize. Победителя, которому достанется миллион долларов, объявят в марте на Международном образовательном форуме в Дубае. Пока же Чупахин зарабатывает 25 000 рублей в месяц, и у него нет загранпаспорта на случай, если придется ехать за наградой. Спецкор «Культуры» побывал на уроке у знаменитости. 


Ух ты, деревня!

Одиннадцатый класс, алгебра. В классе десять учеников: шесть девочек и четыре мальчика. Никто не болеет, просто больше взять неоткуда: населения в Курасовке всего около полутора тысяч человек. У доски учитель с указкой. Ему бы на сцене так стоять. Темный костюм «с искрой», белая рубашка, розовый галстук. Таков он, современный сельский учитель. 

Я примостился на задней парте и пытаюсь не потерять нить рассуждений. Тема: «Иррационально-показательные неравенства». Если честно, скулы сводит, хоть и окончил физтех. Однако дети, к моему удивлению, вполне ориентируются в предмете. К доске выходят с улыбкой победителя. А если отвечающий что-то упустит, тут же тянется лес рук. Кричать с места тоже не запрещается.

Урок у Чупахина разбит на три части. Сначала — объяснение новой темы и разбор типовых задач. Поскольку народу немного, почти каждый успевает поработать у доски. Потом учитель делит класс на три команды. Сдвигают парты — идет коллективное решение заданий повышенной сложности. Последняя десятиминутка посвящена подготовке к столь ненавистному для всех учителей ЕГЭ. Чупахин открывает ноутбук и через проектор транслирует на большой экран примеры прошлогодних работ, разбирает ошибки. Урок, по сути, превращается в полноценное занятие с квалифицированным репетитором, родители городских детей платят за такое немалые деньги. В итоге за 45 минут Чупахин успевает пообщаться с каждым, спокойно разжевать, что непонятно, проконтролировать, все ли усвоили. Там, где в классе 30 человек, такое попросту нереально. Впрочем, положенными по программе часами Чупахин себя не ограничивает.

— Я сама училась у Александра Валентиновича, — вспоминает Светлана Ивановна Медведева, ныне преподаватель английского в той же школе. — С математикой поначалу были проблемы. И он назначил нам дополнительные занятия. Уроки начинаются в 8.30, а мы приходили к семи утра. И с удовольствием занимались.

Чупахин стоит рядом, смущенно покашливает. 

— Завуч, как узнала, запретила: мол, дети должны высыпаться, — вспоминает он. 

— Ничего, стали тогда после уроков оставаться, — парирует молоденькая «англичанка». 

К разговору подключилась ее коллега-однофамилица.

— Есть у него подход к любому ребенку — обходится без любимчиков, а балованных умеет приструнить, — говорит Юлия Викторовна, педагог начальных классов. — Мой сын у него учился, с математикой явно не дружил. Но я верила в талант Александра Валентиновича. Итог: в 2010 году сын набрал на ЕГЭ 75 баллов (оценка «отлично». — «Культура»). Поступил в институт, сейчас инженер.

Секретное оружие

Как сельский учитель попал на мировой конкурс — это может удивить кого угодно, только не тех, кто знает Чупахина. Тот еще будорага. Руководитель школьного краеведческого музея и Научного общества учащихся, член Федеральной предметной комиссии по Белгородской области по проведению ГИА и ЕГЭ. Плюс куратор координационного Центра организации олимпиад: отслеживает все конкурсы по различным предметам и старается, чтобы как можно больше учеников его школы в них участвовало. При этом сам победитель и лауреат нескольких десятков профессиональных состязаний: от областных «Надежда Белгородского учительства» и «Методический портфель учителя» до Всероссийского творческого конкурса «Учитель — учителю» и Международного дистанционного конкурса педагогического мастерства. Отмечен Международной премией имени Николая Рериха в номинации «Педагогика и просветительство». В 2011 году получил звание «Почетный работник общего образования РФ». А с Global Teacher Prize получилось так.

— Отправить документы мог любой учитель, — рссказывает Чупахин. — Меня подбили коллеги из Петербурга. Говорят: давай, ты сможешь. А почему бы и нет? Собрал материалы, отослал и благополучно забыл. Даже не думал, что пройду отбор. Известие, что вышел в финал, было неожиданным. Но, не скрою, очень приятным.

Презентация у Чупахина потянула на 200 листов. В ней скрупулезно перечислены все его педагогические подвиги: количество учеников, выигранные им самим и его воспитанниками конкурсы и олимпиады, кто куда поступил из выпускников. Все это нужно было подтвердить документально. Понадобились и материалы о внеклассной работе, а также собственное эссе о роли учителя в современном обществе. Кстати, у Александра опубликовано более трехсот статей (большинство — в соавторстве с учениками) об истории села и родного края. А о том, какой популярностью пользуются его методические материалы по проведению уроков, размещенные на сайте издательства «Просвещение», хорошо знают учителя по всей стране.

Не последнюю роль, наверное, сыграло и секретное педагогическое оружие курасовского математика.

— Учитель перед учениками — это артист, который должен заворожить их своим выступлением, — делится Чупахин.

Ага, понимаю я, так вот в чем смысл этого не вполне, казалось бы, уместного для сельской глубинки шика: учитель — это звезда, маг и волшебник, он не такой, как все. Может, кто-то и усомнится в универсальности метода, но у Чупахина — срабатывает.

Где родился, там пригодился

Курасовка — село древнее. Первое упоминание в документах — 1658 год. Расположено близ Белгородской засечной черты, защищавшей Русское государство от незваных гостей из степей и Крымского ханства. Традиции обучения детей грамоте здесь уже больше полутора века: церковно-приходская школа была открыта в 1863 году. Теперь это современное общеобразовательное учреждение в два этажа. Компьютеры, интернет, видеопроекторы, лингафонный кабинет и прочие чудеса науки и техники. Во дворе стоит старенький БТР с эмблемой ВДВ. Говорят, еще пару лет назад он работал: на День Победы, День десантника и 23 февраля на нем катали по селу школьников и всех желающих. Есть при школе теплица и огород. Конечно, учеников теперь тут гораздо больше, чем полтора века назад, но...

— Школа рассчитана на 300 мест, а учатся, суммарно во всех классах, только 136, — невесело сообщает директор Нина Еремина. — Лет двадцать назад у нас были параллели: «А» и «Б». Теперь только по одному классу. Но ситуация улучшается. В прошлом году приняли 16 первоклашек, в этом — уже 20.

Моя собеседница первой узнала о том, что Чупахин попал в номинанты.

— Встаю я рано, в шесть утра смотрю новости по «России 24», — рассказывает Нина Михайловна. — Как услышала, сразу почувствовала невероятную гордость за село, за область, за страну. Все-таки не так уж мы и плохи. Обычно к сельским учителям и их ученикам отношение такое пренебрежительное: мол, не тот уровень. А видите, можем ведь конкурировать с городскими! Ощущать это важно и для учителей, и для детей, и для родителей. Чупахин мне не раз говорил, что хочет посмотреть, чего может добиться сельский учитель. И на мой взгляд, он всем уже все доказал: за последние годы из 17 его учеников медалистами стали шестеро. Более половины поступили в вузы на бюджетные места. Согласитесь, для ребят и родителей-сельчан с небольшими зарплатами это много значит. Кстати, я считаю, что Александр Валентинович не просто преподаватель математики. Много говорят, что на смену школьной Марьиванне должен прийти современный прагматичный менеджер. Но условная Марьиванна, в отличии от менеджера, способна интересоваться, что у ученика происходит дома, окружить его заботой в школе. Чтобы тот чувствовал: его любят. Так вот, Чупахин — классическая Марьиванна. И в то же время он сочетает все хорошее из традиционной педагогики с современными технологиями. А еще всегда выбрит, подтянут, хорошо одет. Девочки его обожают, ребята — берут пример.

Александр Валентинович из местных — родился в 1972 году в селе Владимировка, которое вместе с Курасовкой входило в один колхоз. С серебряной медалью окончил там же среднюю школу, а после физико-математического факультета Белгородского пединститута вернулся в родные пенаты.

Вообще, здесь это принято — возвращаться. Из 21 человека преподавательского состава (учителей и психологов) 16 — местные. Получили высшее образование — и обратно. Все друг друга знают с детства. Кстати, жена у Александра тоже здешняя, школьный психолог. Двое детей. Старшая, Юля, золотая медалистка, сейчас учится в БелГУ на третьем курсе физмата и не прочь пойти по стопам отца. Сын Виталий пока еще в девятом.

— Не боитесь, что сманят вашего передовика из села? — говорю директору.

— Не думаю, — отвечает она. — С чего ему уезжать — семья у них крепкая, ладная, его мама с ними живет. Опять же, огород 15 соток. Все его знают, уважают. Нет, не уедет.

Получает Чупахин в целом — с уроками, классным руководством, организацией краеведческого музея, ведением кружков и т.д. — около 25 000 рублей в месяц. Не густо для главы семейства, отца двоих детей.

— Согласитесь, несправедливо, когда учителю начисляют зарплату в зависимости от того, сколько у него учеников в классе, — сетует Еремина. — Преподаватель в городе получает за один урок столько же, сколько наши за три. А КПД у нас выше, чем в городской школе. Готова спорить с кем угодно. 

Действительно, Александр Чупахин наглядно всем доказал, что в век интернета и высоких технологий тезис о «стирании граней между городом и деревней» в педагогике полностью подтверждается. А что касается испытания денежными премиями, то наш герой прошел и через это. Как один из лучших учителей России получал президентские гранты: в минувшем году 200 000 рублей, до этого, в 2007-м, — 100 000. Школу, естественно, не забыл: купил компьютер.

С заботой о мамонте

От вопроса, как он потратит миллион долларов, если победит, Чупахин отмахивается: «Бросьте, в полсотни лучших попасть для меня уже огромное достижение». По его словам, важно, что о нем как о потенциальном лауреате протрубили на всю страну. Это поможет поднять престиж профессии учителя, особенно сельского.

— Уверен, в следующем году очень много российских преподавателей захотят участвовать в этом конкурсе, — рассуждает Чупахин. — У нас в школах достаточно профессионалов.

За границей Александр Валентинович никогда не бывал — отпуск у него летом, а это самая горячая пора для деревенского жителя, который во многом должен полагаться на свое хозяйство. 

— Загранпаспорт не получал, — смеется Чупахин. — Даже не думал, что он понадобится.

А все-таки, признался, победить очень хочется. Потому что есть у него задумка: переоборудовать кабинет математики, а также восстановить уникальный водопад «Юность», уничтоженный при ремонте школы.

Эта утраченная достопримечательность достойна отдельного рассказа. В 2010 году Чупахин предложил ученикам принять участие в акции «Мой двор, моя улица, мое село». При обсуждении возникла идея устроить в школьном дворе уголок отдыха. Девизом выбрали слова Экзюпери: «Встал поутру, умылся — приведи в порядок свою планету».

— Просмотрели кучу журналов по ландшафтному дизайну, — вспоминает Чупахин. — Помогли родители, которые кое-что смыслили в этом деле. Потом целый месяц собирали камни по селу и в окрестностях. Перекидали горы земли — хоть и летом, ребята работали добровольно, никто не отлынивал...

В итоге получился уютный уголок с клумбами, песчаными дорожками, скамейками и, главное, искусственным водопадом высотой около полутора метров. Рассказывают, место быстро стало популярным не только у школьников — взрослые сельчане водили гостей полюбоваться на это чудо. Судя по фотографиям, действительно красиво. Увы, четыре года назад в школе и на прилегающей территории делали капитальный ремонт. По типовому проекту. Строителям было плевать на произведение искусства. И сейчас на месте водопада «красуется» плешь обычной асфальтовой площадки.

— Не передать, как ребята отнеслись к тому, что их детище так варварски уничтожили, — говорит Чупахин. — Если появятся деньги, в первую очередь будем восстанавливать водопад и цветник.

Другая забота — краеведческий музей. Много ли вы знаете школьных музеев, где хранится бивень мамонта? А в Курасовке такой имеется. Реликвию даже можно потрогать.

20 сентября 1986 года примерно в ста метрах от школы прокладывали траншею. Вдруг ковш экскаватора зацепил что-то непонятное: корень — не корень… Водитель оказался человеком сознательным и решил проконсультироваться с умными людьми — местными учителями. 

— Я тогда в восьмом классе учился, — вспоминает Чупахин. — Видел, как бивень вытаскивали из земли, уложили в прицеп и на тракторе повезли в школу.

Теперь эта находка открывает экспозицию школьного краеведческого музея. А еще там есть старинные ткацкие станки и прялки XIX века, деревянные люльки начала века минувшего, коллекции значков и банкнот советского времени, гильзы снарядов Великой Отечественной и другие интересные вещи. Все это собрано на территории села и в его окрестностях. Многие старинные предметы отдают в музей местные жители — в селе некоторые дома стоят еще с XIX века, там, на чердаках и в амбарах, много чего можно найти. 

— После реконструкции школы музей долго не работал, все экспонаты были свалены в кучу, — рассказывает Чупахин. — Прошлой весной директор предложила мне заняться его восстановлением, с удовольствием за это взялся.

Под помещение выделили кабинет бывшего школьного медпункта. Вместе с учениками решали, как выстроить экспозицию. Получилось, на мой взгляд, очень интересно. Одна проблема: не удалось разместить все экспонаты. Были бы деньги, могли купить какой-нибудь старый дом поблизости и устроить полноценный музей — и для наших ребятишек полезно, и, глядишь, туристы бы к нам поехали.

Кстати, Чупахин-младший, девятиклассник Виталик, уверен, что там, где нашли бивень мамонта, должны быть и костные останки. Логично. Он мечтает выучиться на палеонтолога, вернуться в родное село и провести раскопки по всем правилам...

Напоследок Александр показывает мне творческую работу своей дочери Юли «Семья в профессии». Завершается статья так: «В будущем собираюсь стать учителем математики, потому что профессия учителя — самая нужная. Я хочу пойти по стопам своего отца, быть такой же трудолюбивой, честной, доброй. Буду работать так, чтобы слово не расходилось с делом. Хочу стать человеком долга, как и мой папа, и продолжить нашу учительскую династию». 

Пожалуй, это и есть главное достижение школьного математика.


Что такое Global Teacher Prize

В этом году премию будут вручать лишь во второй раз. Но по сумме призового фонда ее неформально уже называют «Нобелевкой для учителей». Основные критерии для выбора победителя:

— как оценивают педагога его коллеги, ученики, общественность;

— карьерные успехи учеников;

— число учеников, которые по примеру учителя выбрали ту же профессию;

— участвуют ли ученики претендента в общественной жизни страны (занимают выборные должности, лидируют по рейтингам в соцсетях, занимаются волонтерством и пр.).

Первой обладательницей премии стала американка Нэнси Этвелл. Она преподает английский язык в одной из школ штата Мэн. Благодаря ее оригинальной методике ученики восьмого класса (примерно 13 лет) за год прочитывают сорок книг, хотя среднестатистический американский подросток в этом возрасте осиливает десяток произведений. 

В первый год на премию претендовали более 5000 кандидатов из 127 стран. В этом — 8000 из 149 государств. Премиальные деньги перечисляются лауреату равными долями в течение десяти лет, при условии, что первые пять он не меняет место работы.