Владимир Спиваков: «Наша нация становится богаче»

Евгения КРИВИЦКАЯ, Омск

12.03.2013

В Омске завершился III Международный конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича.

В далекий сибирский город приехали скрипачи со всех уголков света, даже из Новой Зеландии. 21 участников в младшей группе (до 16 лет) и 23 — в старшей (до 28 лет). Замечательно показали себя дети из Барнаула: у преподавателя Олега Абрина две ученицы получили лауреатские звания — Таня Крячкова (вторая премия) и Дарья Кулишкина (третья). А победительницей в младшей группе стала 13-летняя Томирис Темиргалиева из Казахстана. Труднейший концерт Венявского в ее исполнении взорвал зал долгими овациями.

У старших конкуренция была нешуточная: среди лидеров — опытные музыканты Сергей Догадин (Россия) и Артем Шишков (Беларусь). Оба концертируют по всему миру, учатся за границей: Догадин в Кёльне, Шишков — в Вене. Сергею в финале картину слегка подпортил оркестр, еле успевавший за солистом в Первом скрипичном концерте Шостаковича. Артем сумел найти общий язык с дирижером Дмитрием Васильевым, и Концерт Чайковского прозвучал у них на редкость гармонично. Международное жюри, возглавляемое Михаилом Копелманом (США), учло баллы всех туров и присудило Догадину Гран-при — раритетную скрипку 1880 года мастера Гаэтано Антониацци. Причем инструмент подарен победителю навсегда, а не выдан на время, как практикуется на некоторых западных состязаниях.

Идею подобного приза предложил почетный президент конкурса Владимир Спиваков, ученик Янкелевича в Московской консерватории. Маэстро заранее высвобождает время в марте, чтобы прилететь в Омск и лично участвовать в церемонии награждения — приз становится ценен вдвойне, когда получен из рук прославленного артиста. После гала-концерта Владимир Спиваков поделился с нами впечатлениями о конкурсе.

Спиваков: Еще в 2008 году мы решили, что сделаем необычное музыкальное состязание, аналогов которому нет в мире. Так родилась идея отмечать победителей не только денежными призами, но и скрипкой, желательно итальянского мастера. Круг моих поисков для приза этого года включал 27 инструментов — качественных, но не сверхдорогих. Я выбрал скрипку итальянца Антониацци за красивый, объемный звук.

Признаюсь, что так и не смог купить себе инструмент: Страдивари, на котором сейчас играю, мне не принадлежит. Просто несколько богатых семей на Западе сложились и дали мне скрипку в пожизненное пользование. Когда десять лет назад я создавал Национальный филармонический оркестр России, то получил из Америки письмо: оркестр из Нью-Джерси предлагал купить их коллекцию струнных инструментов для оркестрантов. В США тогда был кризис, и коллектив хотел поправить свое финансовое положение. Дочитав до конца, чуть со стула не упал: там значились раритеты Страдивари, Бергонци, Гваданини — цвет скрипичных мастеров. Мы, конечно, не смогли их приобрести: таких денег не было.

культура: Как оцениваете игру лауреатов?

Спиваков: Знал многих ребят и раньше, они участвовали в проектах нашего Благотворительного фонда. Убежден, что у Сергея Догадина большое будущее. Артема Шишкова слышал на XIII Международном конкурсе имени Чайковского. Когда он не прошел в финал, я как председатель жюри настоял, чтобы ему присудили специальную премию «Надежда». Мало того, написал письмо Александру Лукашенко о том, что Артем нуждается в помощи — он играл на ужасной скрипке. И ему государство купило великолепный Гварнери.

культура: Как считаете, влияет ли конкурс на культурную обстановку в городе и в регионе?

Спиваков: Отвечу издалека. Недавно с «Виртуозами Москвы» гастролировали в Японии. Мы часто даем благотворительные концерты и в этот раз сыграли дважды, чтобы вырученные средства пошли в помощь страдающим от последствий бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Меня попросили исполнить еще один концерт для маленьких детей. На вопрос, надо ли подбирать облегченную для восприятия программу, мне ответили: «Нет-нет, не надо. Приедет лектор, профессор из Токийской консерватории и будет объяснять ребятам все, что вы играете». В зале собралось три тысячи детей — черные головки, белые воротнички. Некоторые детишки просто спали. Кстати, не стоит беспокоиться, если малыши засыпают в концертном зале: значит, они пребывают в гармонии и покое. После концерта я подошел к лектору, и спросил: «Может, все-таки требовалась другая музыка?» «Нет. Если из этих трех тысяч ребят хотя бы двух-трех малышей пронзит эмоция, то японская нация станет богаче», — ответил профессор.

Так вот: благодаря тому, что конкурс имени Янкелевича проводится именно в Сибири, где собираются такие потрясающие молодые музыканты, наша нация становится богаче. Когда на сцену выходят юные артисты, глаза невольно увлажняются. Они словно участники музыкального действа, — посмотрите, у них уже не лица, а лики. Ребята полностью отдают себя музыке, в их игре — искренность и колоссальная внутренняя нравственная сила, делающая нас всех лучше.

культура: Ваши контакты с Омском продолжатся?

Спиваков: Вернусь совсем скоро, в июне. С Национальным филармоническим оркестром России проведем фестиваль: в прекрасном зале Омской филармонии сыграем пять концертов. Мечтаю привезти талантливого молодого скрипача Надира Хашимова, получившего Гран-при на II конкурсе имени Янкелевича, пианиста Александра Романовского и юных певцов — обладателей благотворительных грантов НФОРа.