Стас Намин: «Шукшин такой же настоящий, как The Beatles»

Денис БОЧАРОВ

28.12.2012

В Театре Стаса Намина прошла премьера спектакля «Космос», литературной основой для которого послужили рассказы Василия Макаровича Шукшина, а музыкальной начинкой стали русские фольклорные песни в рок-обработке. Корреспондент «Культуры» встретился с художественным руководителем театра и побеседовал с ним на тему востребованности современного искусства.

культура: Двенадцать лет назад Вы создали первый в России театр мюзикла. Репертуар крайне разнообразен: тут и спектакль по мотивам песен The Beatles, и постановки русской и мировой классики, мюзиклы, рок-оперы, драматические поэмы, детективные драмы. Что натолкнуло на мысль обратиться к творчеству Шукшина, и именно сейчас?

Намин: Я давно уже хотел поставить спектакль, основанный на исконно русских мотивах. Что же до разноплановости репертуара... Ну вот, скажем, человек читает разные книги — от научной литературы до исторической, от Нового Завета до романов Акунина и встречается в жизни с разными людьми. Но с кем бы вы ни встречались, что бы ни делали, все равно остаетесь самим собой. Проявляете свое видение мира. Это и есть самовыражение личности. Театр для меня — жизнь. Здесь встречаешь новых людей, говоришь на разные темы, причем художественная форма общения с авторами и персонажами у нас в театре не ограничена. Она может быть и музыкальной, и драматической, балетом, пантомимой, перформансом и даже абсурдом. Главное, чтобы было выразительно и интересно.

культура: То есть, Шукшин для Вас не менее интересен, чем те же The Beatles?

Намин: Конечно, ведь он такой же настоящий. К тому же, у нас это не просто Шукшин. В спектакле также участвует старинная, исконно русская деревенская музыка, которую вживую исполняют актеры, установлены декорации в стиле русского наива художницы Кати Медведевой. Я дружил с Дмитрием Покровским (музыкант, исследователь русского фольклора. — «Культура»), он во многом открыл для советского народа исконно русскую деревенскую песню, которую скрывала от него цензура. Мы думали о том, как могло случиться, что народ потрясающей глубины и духовности вдруг оказался лишен собственной музыки — ее словно кастрировали, подменив попсовым псевдо-народным пошловатым «фольклором». Поэтому идея сделать театральную постановку, основанную на корневой русской музыке, давно меня занимала. Надеюсь, у нас получилось произведение, которое соединило в себе и мировоззрение Шукшина, и исконно русскую музыку, и трогательный наивный стиль визуального оформления. Плюс, конечно же, важен искренний и достоверный драйв, который идет от актеров.

культура: А что вообще заставляет Вас чувствовать, осознавать, какая именно тематика востребована в данный конкретный момент?

Намин: Я не стараюсь идти от того, что востребовано — ни в музыке, которую пишу, ни в спектаклях, которые ставлю. Что и как делаю, продиктовано, прежде всего, моим пониманием, субъективным вкусом и интуицией. А востребованность — это вопрос шоу-бизнеса, в который я давно уже не играю. Даже «Цветы» стали более серьезными и сложными для привыкшей развлекаться публики. Реально желанны сейчас киркоровы и михайловы. Я не виноват, что сегодняшние мои мысли у нас не востребованы. А может, просто не доходят до большинства из-за вкусовщины редакторов СМИ.

культура: И как давно Вас перестал интересовать шоу-бизнес? Помню, в 1989 году Вы были организатором крупного международного музыкального фестиваля в Лужниках...

Намин: Это не был шоу-бизнес. Это тоже был своеобразный способ самовыражения. После стольких лет запретов у меня был амбициозный задор сломать «железный занавес». Но я никогда не хотел быть организатором концертов и фестивалей. Как ремесло мне это не интересно. Время от времени делал какие-то проекты, которые интересовали, но скорее из стремления к социальному прорыву, нежели ради коммерции. Создав в начале 90-х радио SNC, фирму грамзаписи, телекомпанию, я не собирался всю жизнь быть главным редактором радиостанции, телекомпании или глянцевого журнала. У меня как-то все спонтанно получилось, по заводу...

культура: По людям, которые приходят к Вам в театр, можно судить об уровне культуры в обществе?

Намин: Конечно, нет. Битковые аншлаги у нас в театре собирают всего 250 человек. А это ничто для страны и даже для Москвы. О массовом уровне культуры можно судить по стадионам и дворцам спорта. Но уж никак не по камерному театру. К нам ходит то достойное меньшинство, мнение которого для нас важно.