16.08.2018
культура: Президент России подписал указ о проведении в 2020 году Всемирной Фольклориады. Где состоится фестиваль?
Пуртова: Право принять VI Фольклориаду выиграла наша страна, местом проведения избрана Уфа. Это мероприятие сравнимо с Олимпийскими играми, только в сфере народной культуры. Проводится раз в четыре года по решению Международного совета организаций фольклорных фестивалей и традиционных искусств.
культура: Праздник встретит только один город?
Пуртова: Выступления пройдут по всем районам республики. За две недели — таков регламент — концерты должны собрать сотни тысяч зрителей. Количество участников зависит от возможностей принимающей стороны, обычно объединяются посланцы от 40 до 50 стран. Башкиры решились на рекорд — планируют принять сто стран, каждую представит единственный коллектив. А как познакомить с традициями нашего многонационального Отечества через творчество одного или двух ансамблей? Понятно, что хозяева выступят на церемониях открытия и закрытия, — на башкирской земле много талантливых и красочных любительских трупп. Но хочется же показать миру не только образцы тюркской культуры, а также и русской, финно-угорской, народов Кавказа и жителей Севера. Они разные и отличаются яркой самобытностью. Поэтому думаем о включении в состав участников восьми делегаций — по одной от каждого федерального округа. Возникла идея провести в 2019 году открытый отборочный тур как праздник, объединяющий всех.
Подготовка к Фольклориаде идет полным ходом. Впереди — два года, но уже 50 стран подтвердили участие. Не останавливают ни проблемные вопросы идеологии, ни экономические санкции. Заявки получены не только из Африки, Австралии, Америки, но и из Европы — Англии, Германии, Франции, Испании, Италии... Что называется, все в очереди стоят. После чемпионата мира по футболу имидж России как доброжелательной хозяйки утвердился еще крепче. Болельщики увидели русское радушие и открытость. Так что проблем с желающими приехать не предвидится. К тому же народное искусство — действенная дипломатия, эффективное и надежное средство в установлении связей между людьми разных национальностей, как бы пафосно это ни звучало. Каждый из наших праздников, а у нас фестивалей много, завершается невероятным смешением эмоций. К радости примешивается печаль расставания, никто не хочет уезжать. Ближайшее событие такого рода — 2 сентября. Международный фестиваль народного творчества «Золотое кольцо» традиционно собирает во Владимире посланцев разных континентов.
культура: Судя по всему, чувствуете внимание к сфере фольклорного искусства со стороны государства.
Пуртова: Да, и оно вдохновляет. Мы с нетерпением ждем выполнения поручения, данного Владимиром Путиным, о проведении заседания Государственного совета при президенте Российской Федерации, посвященного проблемам поддержки традиционной культуры. Такое было лишь однажды — в декабре 2006-го. За прошедшие 12 лет сменились губернаторские команды, появились молодые, креативные руководители регионов. Хотелось бы, чтобы они услышали президента и прониклись заботой о сохранении, поддержке и популяризации народной культуры России, — без чего невозможно единство нации и не бывает настоящей толерантности, гражданственности, патриотизма. Если исчезнут основы народного творчества, то люди, как манкурты, перестанут помнить, откуда они родом. Национальное искусство противостоит тенденциям глобализации и унификации мировой культуры. Потому мы разработали и отчасти реализовали идею формирования общероссийского каталога объектов нематериального культурного наследия.
культура: Как это будет выглядеть?
Пуртова: Информационная компьютеризированная система, куда вносятся данные об уникальных образцах народного творчества, — видеозаписи и описания. Фиксируются исчезающие сокровища, но не для того, чтобы заставить современных людей слепо им подражать, а чтобы ими вдохновляться, видеть в них один из источников роста будущих поколений, быть может, создания новых художественных произведений. Понятно, что время идет вперед и меняются условия бытования традиций, но ведь они — как чернозем. Все должно быть доступно потомкам. Все — под рукой. Посеял сохраненные зерна, полил и получил всходы. Наши плоды — это народное творчество.
культура: Простой человек сможет стать таким «сеятелем» и воспользоваться каталогом?
Пуртова: Им адресуем «верхушку айсберга» — то, что можно посмотреть, послушать, использовать; чем приятно насладиться, чему стоит соответствовать. Научные же изложения вряд ли вызовут интерес у любителей, они образуют профессиональную территорию для специалистов.
культура: Описанию подлежат танцы, песни, костюмы?
Пуртова: Танцы и песни — да. Еще обычаи и обряды, пословицы и поговорки, но не костюмы (они все-таки материальны), а процесс их изготовления. Общегосударственную культурную ценность имеют и все декоративно-прикладные ремесла, и художественные промыслы всех народов России. Главное — во всем этом сохранить душу.
культура: Сколько же образцов окажется в «хранилище души»?
Пуртова: Невозможно предугадать. Хотим выстроить многоступенчатую систему. Наследие, важное для определенных сел и деревень, области, края, республики. Федеральный центр — его заботы дальше — должен следить за тем, чтобы не канули в Лету исчезающие, трудноповторимые раритеты.
культура: Кто будет решать судьбы произведений?
Пуртова: Экспертный совет из ведущих специалистов. Уже разработаны критерии, по которым определяются подлинность, уникальность, самобытность того или иного явления.
культура: То, что сотворено в области народного искусства профессионалами, в каталог не войдет?
Пуртова: Почему нет? Это следующие шаги, ведь наши флагманы — Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Государственный русский народный хор имени Пятницкого, Кубанский казачий хор и другие — питаются из фольклорных источников, и их стилизованные композиции становятся национальным достоянием. Это художественное наследие, которое тоже необходимо сохранять.
культура: В сфере нематериальной культуры всегда наблюдалось противостояние между учеными, склонными к незыблемости традиций, и практиками, развивающими наследие. Борьба взглядов продолжается?
Пуртова: Почти во всем достигли согласия. Работаем вместе с Государственным институтом искусствознания, Пушкинским домом, со специалистами Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Под эгидой Дома народного творчества объединились те, кто занимается исключительно аутентикой, и практики. Создали сектор нематериального культурного наследия, отдел русского фольклора с секторами — актуализации, исследования, сохранения архивных фондов — и впервые объединили усилия. Теперь наша работа — единый процесс, а не разнонаправленные векторы: вот мы исследуем, а вы пойте и танцуйте. Весной провели IV Всероссийский конгресс фольклористов, он повторяется раз в четыре года, приехало немало иностранных гостей. Решили, что следующий будет уже международным. На заседаниях поняли, что необходимо координировать работу и вместе исследовать, искать и сохранять фольклор, чтобы его популяризировать и выводить на сцену. Возвращать в живом, а не музейном виде. Зрителя века гаджетов вряд ли увлечет бесконечное количество куплетов народной песни, какой бы исторической или этнографической ценностью она ни обладала. Обо всех проблемах мы ведем честный и открытый разговор. Теперь наш Поленовский дом является еще и учредителем двух авторитетных печатных изданий — альманаха «Традиционная культура» и журнала «Живая старина», и, к счастью, спрос на них не иссякает.