Евгений Хавтан: «Возвращение к винилу — показатель здравого смысла»

Денис БОЧАРОВ

30.06.2017

«Стильный оранжевый галстук», «Любите, девушки», «Мне грустно и легко» — эти песни не нуждаются в представлении. Как и легендарная группа, которая недавно выпустила альбом хитов под остроумным названием «Бравоспектива». Корреспондент «Культуры» попросил бессменного лидера ансамбля Евгения Хавтана рассказать о работе над пластинкой.

культура: Чем руководствовались при составлении сборника? Насколько он, с Вашей точки зрения, репрезентативен? 
Хавтан: Мне кажется, ни один подобный релиз не может в полной мере представить группу. Поскольку, когда компонуешь альбом на основе собственного бэк-каталога, так или иначе идешь на компромисс. Желание что-то перевыпустить необходимо согласовывать с различными издательскими компаниями и лейблами. 

Тем не менее для нас этот диск во многом знаковый, так как в истории «Браво» до недавних пор не существовало столь широкой подборки. И вот, наконец, мы решили показать группу на всех этапах ее развития: на «Бравоспективе» можно проследить проделанный нами путь — с чего начинали и к чему пришли. Прежде всего это легко заметить на примере саунда: от первых, весьма наивных и смешных записей до сегодняшних, серьезно и грамотно спродюсированных. В каком-то смысле пластинка также показывает историю звукозаписывающей индустрии в России (улыбается).

культура: Все ли поклонники согласны с окончательным трек-листом? Ведь, несмотря на формат двойного CD, некоторых очевидных хитов на альбоме нет. Многих удивило отсутствие знаменитой «Верю я»...
Хавтан: Действительно, наши фанаты на форуме часто спрашивают, почему нет той или иной песни. Но, знаете, нельзя объять необъятное. Если бы я задался целью выпустить все, к чему лежит душа, пришлось бы делать как минимум тройной сборник. А это уже перебор. Однако композиции, иллюстрирующие стилистику и эстетику «Браво», в большинстве своем здесь присутствуют. 

культура: Как продвигается дело с записью сольного альбома? В Ваших планах такой проект вроде значится.
Хавтан: Да, я от этой затеи не отказался. Дело в том, что постоянно не хватает времени. Стоит начать работать в этом направлении, как появляются новые песни для «Браво». К тому же я из тех людей, которым сложно планировать больше чем на два-три месяца вперед. Конечно, мне бы хотелось записать нечто, выходящее за стилистические рамки «Браво», но так как в группе я являюсь основным композитором, вряд ли удастся сделать что-то принципиально иное. От себя не уйдешь, и в этом тоже есть определенная сложность.

культура: Несколько лет назад выяснилось, что Евгений Хавтан, помимо того, что замечательный гитарист, еще и неплохо поет. Почему так долго ждали и что в итоге побудило Вас занять место у микрофона? 
Хавтан: Видимо, просто почувствовал, что пришло время. На протяжении долгих лет мои песни исполняли разные вокалисты, но в какой-то момент захотелось, чтобы они зазвучали из моих уст. Это во многом справедливо, поскольку авторская манера по определению выглядит иначе. А еще, наверное, решил перебороть собственную неуверенность. В «Браво» всегда были прекрасные вокалисты, так что взять на себя певческую функцию стало для меня серьезным испытанием. Думаю, сейчас я этот барьер преодолел. 

культура: Когда ждать нового релиза группы «Браво»? 
Хавтан: С этим есть определенные сложности, поскольку эпоха альбомов уходит в историю. Не только у нас, но и в Америке, на родине шоу-бизнеса, в области индустрии звукозаписи царит полнейший хаос. Нет никаких правил. Поэтому артисту остается лишь рассчитывать на собственную интуицию: следует ему выпускать диск или нет. 

Несмотря на то, что людям, слушающим музыку, полноценные лонгплеи малоинтересны (предпочтение отдается синглам), я решил, что дискография должна постоянно пополняться. Прекрасно помню те годы, когда с трепетом ждал выхода новых пластинок любимых артистов. Для свежего релиза «Браво» копятся идеи, делаются какие-то наброски, и когда количество перерастет в необходимое качество, тогда и появятся очертания нового студийника. 

культура: Знаю Ваше трепетное отношение к винилу. «Бравоспектива» выйдет на грампластинке?
Хавтан: Обязательно. Думаю, это случится уже осенью. История группы неразрывно связана с винилом — мы с него начинали. Какое-то время из-за упадка интереса пластинок не выпускали, но потом опять с удовольствием вернулись к этому формату: в частности, последние два альбома, «Мода» и «Навсегда», равно как и концертник «Браво 30 лет», выходили на виниле. К счастью, сегодня он отвоевал некогда утраченные позиции, победив все возможные носители аудиоинформации. На мой взгляд, возврат к винилу — показатель здравого смысла. 

культура: А как же новые музыкальные впечатления? 
Хавтан: Конечно, я остаюсь очень жадным до музыки, постоянно ее слушаю, порой делаю для себя приятные открытия. И, несмотря на осознание того, что круг, по большому счету, замкнулся, и имен, сопоставимых по масштабу и значимости с The Beatles, U2, Элвисом Пресли и Майклом Джексоном, наверное, уже не появится, собственный плей-лист не закрываю. В моем случае по-другому и быть не может: я ведь музыкант, должен разбираться в новых течениях и тенденциях. То есть находиться внутри процесса, а не наблюдать за ним со стороны. 

культура: Не так давно Алексей Певчев представил книгу под названием «Браво. Авторизованная история группы». Какое участие Вы принимали в ее создании и как оцениваете конечный результат? 
Хавтан: Мой вклад в проект очевиден: я рассказал Леше то, что помню, а также добился, чтобы оформление и обложка выглядели достойно. Хотелось, чтобы книгу было не стыдно показать, в этом и состояла главная задача. Выпускать дешевенькую брошюру, напечатанную на газетной бумаге, большого желания не было. Без ложной скромности считаю, что это первое в России издание о рок-музыке, выполненное столь качественно. 

Певчев проделал замечательную работу: из наших рассказов он составил своего рода новостную ленту. Надеюсь, людям, неравнодушным к тому, чем мы занимаемся, будет интересно ее прочесть. Кстати, возможно, через некоторое время выпустим продолжение, поскольку многие факты остались неупомянутыми. 

культура: Сегодня артист волен петь, о чем угодно, никакой цензуры нет. А в какой мере, с Вашей точки зрения, музыкант вообще должен откликаться на веяния времени, высказываться по поводу происходящих в стране и мире событий? Или стоит просто развлекать людей?
Хавтан: Довольно сложный вопрос, каждый выбирает для себя сам. Лично я рассуждаю так. Если ты считаешь необходимым при помощи музыки активно выражать свою гражданскую позицию, то обязан быть кристально честным как перед поклонниками, так и перед самим собой. Люди могут ошибаться в высказываниях, однако искренность всегда достойна уважения. Мы же стараемся получать удовольствие от того, что умеем делать в этой жизни лучше всего.


Фото на анонсе: Сергей Фадеичев/ТАСС