Елена Ямпольская: «Воспитание поэтического отношения к жизни — важная государственная задача»

26.12.2015

Фото: Kremlin.ru

Об этом главный редактор газеты «Культура» заявила в ходе заседания Совета при Президенте по культуре и искусству, прошедшего 25 декабря в Кремле под председательством Владимира Путина.

Собственно, сама острота вопросов, которые мы сегодня поднимаем, свидетельствует о том, насколько стремительно растет роль культуры в нашем сегодняшнем обществе. Конечно, есть все основания предполагать, что это связано с теми испытаниями, через которые мы проходим. И для их преодоления нам, конечно, требуется национальное единство, а в многонациональном и многоконфессиональном обществе обеспечить его может, думаю, вы со мной согласитесь, прежде всего культура.

Понимаете, если говорить о народном единстве не высоким штилем, а спуститься на земной житейский уровень, то это прежде всего умение ценить свою и чужую жизнь и соотносить свои личные интересы с интересами близких, друзей, знакомых, незнакомых людей, в итоге — целой страны.

Что может сделать культура для достижения подобного результата? Практически ничего, если под словом «культура» мы понимаем совокупность неких самовыражений. И абсолютно всё, если подразумеваем под культурой то, что стимулирует работу души, то есть сохраняет и приумножает человеческое в человеке.

Сегодня это важно как никогда, потому что чем сложнее жизнь, чем глобальнее стоящие перед страной проблемы, тем принципиально большее значение приобретают душевные качества каждого из нас в отдельности и народа в целом.

Принятые год назад Основы государственной культурной политики действительно вернули масштабный и поистине государственный подход к культуре. И фактически впервые за много лет мы вспомнили, что деятели культуры во многом ответственны за качество человеческой личности и за нравственное состояние своих соотечественников. Ещё добавила бы, за психическое, а значит, во многом и за физическое здоровье нации.

Знаете, есть в психологии такое понятие — «депривация», попросту говоря, это внутренний вакуум, прежде всего эмоциональный, когда человек хочет, но хронически не может удовлетворить свои самые насущные потребности — в любви, заботе, человеческой поддержке, в ощущении себя частью единого целого. Последствия депривации, любой психолог и психиатр вам скажут, чудовищные. Это повышенная агрессия, депрессивные состояния, безответственное, наплевательское отношение к своей и к чужой жизни, презрение всех норм и законов и даже суициды.

К сожалению, то, что я перечислила, мы с вами слишком часто встречаем в новостных лентах. Не услышать эту боль, этот крик души было бы и бессовестно с нашей стороны, и очень опасно. Помочь человеку, погрузить его в благоприятную эмоциональную среду, заполнить этот вакуум и, таким образом, способствовать гармонизации общественных отношений, на мой взгляд, в этом сегодня и состоит самая главная задача, я бы даже сказала, самая главная миссия отечественной культуры.

Причём заменой «чернухи» на «веселуху», как это часто происходит, например, в нашем кинематографе, этот вопрос не решается. Бездумное веселье зачастую только усиливает ощущение пустоты, тогда как произведение искусства, над которым человек заплакал, порой даёт ему силы жить дальше. Дело не в жанрах и не в форматах, дело в таланте и мере искренности творца, в масштабе его личности. Знаете, как говорил Василий Макарович Шукшин: «Форма — она и есть форма. В ней можно отлить золотую штуку, а можно в ней же остудить холодец. Произведение искусства — это когда что-то случилось в стране, с человеком, в твоей судьбе».

Сегодня мы говорим, что остро стоит вопрос создания стратегии государственной культурной политики. И причем мы все понимаем, что результатом этой работы должно ведь быть не какое-то количество исписанной правильными словами бумаги. Результатом этой работы должно стать резкое увеличение количества и в первую очередь качества культурного продукта, извините мне такое прозаическое выражение. На мой взгляд, фактически перед культурой сейчас стоит та же задача, что и перед сельским хозяйством, — накормить страну. Не фастфудом, который плохо усваивается и только зашлаковывает организм, а сытно, качественно и недорого, естественно, по возможности.

Причем мне последнее условие не кажется трудновыполнимым. Каждый из нас, кто встречался с поистине талантливыми людьми, знает, что талант — это всегда человек с поэтическим отношением к жизни. И для него красота всегда хоть чуть-чуть, да дороже, чем выгода. Я, кстати, позволю себе предположить, что такой болезненный для нашего общества вопрос, как коррупция, во многом связан с тем, что у нас появилось слишком много душевно неразвитых людей.

Они не умеют получать удовольствие от того, что Господь Бог дает нам всем поровну. А когда ты стоишь на берегу моря и у тебя сердце не заходится от восторга, то ты просто вынужден меряться длиной яхты, чтобы получить хоть какое-то удовольствие от жизни. Поэтому я бы сказала, что воспитание поэтического и даже романтического отношения к жизни — это тоже, между прочим, важная государственная задача.

Вы знаете, я часто задаюсь вопросом: что так привлекает нас в произведениях искусства советского времени? И страны-то давно нет, а свет этой звезды всё идет. Ответ, по-моему, достаточно простой: привлекает наличие идеала, потому что жизнь без идеала — это как путь без цели. Да, сначала разнообразие, смена впечатлений, а потом уже только уныние, безнадега и усталость, потому что движение в никуда. Спокоен и счастлив не тот народ, который наиболее сыт, а тот, который нашел свой идеал и пытается ему соответствовать.

Но ведь формирование идеалов — это же прямое предназначение культуры, эту задачу нельзя решить пропагандой, ее можно решить только средствами искусства. Понимаете, жить-то надо не лозунгами, жить надо душой. Я абсолютно с Кареном Георгиевичем согласна: запретами, репрессиями решить ничего нельзя, потому что культура — это совокупность того, что нашло своего зрителя, читателя, а не совокупность того, что запрещено.

Мы не можем не признать, что наследие советской эпохи потихоньку уходит. Этот источник иссякает просто в силу объективной смены поколений. То, что для наших родителей — сама жизнь, а для нас — теплая память детства, нынешним 20-летним, в общем-то, мало о чем говорит. Мир меняется вокруг стремительно, меняется всё, само значение привычных для нас слов. Простите, но подтяжками сейчас удерживаются лица, а не брюки. И «на зарядку становись» уже звучит как голосовая команда для смартфона.

И было бы наивно надеяться, что мы прокормим в духовном отношении еще несколько поколений советскими книгами, песнями, фильмами. На мой взгляд, так же наивно было бы предположить, что нам удастся воспитать их исключительно на классике отечественной и мировой. Осваивать наследие — принципиально важная задача, но молодёжь всегда хочет видеть на экране, слышать со сцены своего современника, человека, который похож на тебя, у которого такие же проблемы. Без этого нет полноценной социализации. А без нормальной социализации молодых под вопросом само функционирование государства и будущее страны.

Так вот, художественный образ времени, нашего с вами времени, здесь и сейчас, — это раз. И обаятельные герои, которым стоит и хочется подражать, — это два. Вот те два поля, на которых, как мне кажется, нашей культуре в ближайшие годы предстоит очень усиленно работать, я бы даже сказала, пахать.

Что нужно для этого, на мой взгляд? Прежде всего поиск талантов, новый культурный призыв. Продуманная система поддержки «социальных лифтов». Общероссийские конкурсы, которые проводились бы не ради пиара членов жюри. Повышение престижа профессионализма, соответственно, возрождение ученичества в полном объёме, потому что у нас ещё, слава богу, есть кому учить. Поощрение уникальности и неповторимости вместо лакейского умения сделать «точь-в-точь» или «один в один», потому что, знаете, скворец — очень милая птичка, но России сегодня необходимы соловьи, поющие собственными голосами.

Я очень надеюсь, что всё это будет прописано подробно и конкретно в стратегии государственной культурной политики, над которой, естественно, и сама готова работать. Главное, что это начнёт воплощаться в жизнь, мне кажется, с организационной точки зрения, конечно, межведомственными усилиями, потому что культура — это прежде всего смысл и ценности. Не может быть такого, чтобы за смысл отвечало только одно ведомство и чтобы в одной отрасли ценности были, а в других — уже нет. Тогда они бессмысленны. Понимаете, ценностями должна быть пронизана вся жизнь — и по вертикали, и по горизонтали.

Я не знаю, как должен называться координационный центр, в котором аккумулировались бы всеобщие усилия по культурному прорыву. Но для меня совершенно очевидно, что такой штаб абсолютно необходим, потому что работы впереди гигантское количество, она очень разноплановая, её требуется делать как можно мобильнее и вообще начинать надо прямо сейчас.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (9)

  • alt

    Пров 26.12.2015 15:11:05

    Прекрасное выступление! И лучшее, по моему мнению, на совете! Увы, в вечерних новостях на главном телеканале страны "Россия 1" о нем не упомянули. Как и о неожиданно-умном выступлении служителя церкви о. Тихона, который заявил, что все талантливые люди в СССР смогли себя реализовать несмотря на тогдашний "тоталитаризм". Прогрессивного тоталитаризма (проще говоря - желания органов власти действовать) так не хватает сейчас! Только мощь государства - этого колоссального усилителя возможностей одного человека - может справиться с бескультурьем, единственной опорой которого являются "права и свободы".
    Да, запретами, репрессиями решить ничего нельзя. Но они необходимы как начальный этап строительства, когда стройплощадка освобождается от накопившихся развалин или мусора.
  • alt

    Светлана 27.12.2015 22:05:18

    Включила телевизор - попала на трансляцию Совета. Выступление Елены Ямпольской мне показалось самым живым и "о главном": "культура то, что стимулирует работу души, то есть сохраняет и приумножает человеческое в человеке." Вообще, согласна со всеми тезисами выступления.Удивило, что еще существует газета "Культура", поэтому и не удивило малое количество комментариев.
  • alt

    Сергей 29.12.2015 14:39:47

    Очень замечательно!!!
  • alt

    Светлана Крымская 06.01.2016 18:30:06

    Прекрасное выступление на совещании! Глубокое, живое и о САМОМ ГЛАВНОМ! Аплодирую! очень жалею, что проглядела перемены в некогда любимой газете, на которую была подписана несколько десятилетий, когда она называлась "Советская культура". Я - музыковед и пианистка с 40-летним просветительским стажем и собственными идеями в этом направлении. Очень бы хотела поделиться с Еленой Александровной, т.к. моё поколение - уже уходящее.. Мой телефон +79159692006. С Новым Годом! Всяческих успехов! На газету подпишусь обязательно.
  • alt

    Светлана Крымская 06.01.2016 22:56:32

    Ну что ж, я этому рада! Возможно, будем дружить! Подписку я оформила, во вторник заплачу по счёту деньги и с февраля начну получать газету и её пропагандировать. В своё время я считалась классным специалистом. Надеюсь, - не разочарую..http://svetkrym.esy.es/
  • alt

    Reader 10.01.2016 01:50:36

    //Поощрение уникальности и неповторимости вместо лакейского умения сделать «точь-в-точь» или «один в один»//

    Прекрасно сказано! Поэзия (а значит, и поэтическое отношение к жизни) и предполагают уникальность и неповторимость, а иногда и замыкание в себе ("Ты царь - живи один!").
    Только нужно ли это государству, построенному по принципу жесткой властной вертикали? Не проще ли назвать поэзией рифмованные оды и проповеди? Тут и вспомнишь слова Николая Глазкова:

    Мне говорят, что «Окна ТАСС»
    Моих стихов полезнее.
    Полезен также унитаз,
    Но это не поэзия…

    Наверное, координационный центр создать стоило бы. Только не надо называть его штабом.
  • alt

    Егор 15.01.2016 16:48:20

    Второй день хожу под впечатлением. Ничего подобного на таких мероприятиях вообще не ожидал услышать.
  • alt

    Мария 04.02.2016 00:02:59

    Очень понравилось выступление! дай Бог донести это в массы и изменить ситуацию в нашей стране. Чтобы у людей поменялись ценности.учусь в суриковском институте, Слава Богу учить есть кому есть мастера и таланты. Но наше руководство института хочет сократить часы и убрать академические навыки, сократить часы с моделями. Суриковский институт это единственный художественый институт в мире, который учит как в старой академии. Где программа рассчитана на создание картин, раскрытие таланта, упорные трудом. только трудом создаются картины поистине цепляющие зрителя и застовляющие задуматься о чем-то в жизни... Поэтому учёба составляет шесть лет, а перед поступление ты должен пройти пять лет в училище. твоё образование занимает целых 10 лет.. Да это тяжело, особено покупать материалы стало очень дорого.. Но мы верим что все будет хорошо. мы любим наш институт и свою профессию. и будем бороться за старые правила как раньше рисовали и писали академики.
  • alt

    Андрей Пархоменко 17.11.2016 10:22:39

    Ну вот, прошёл почти год после выступления Е.Ямпольской на Госсовете. Что же изменилось в культурной жизни страны? По ТВ всё те же "Точь в точь" и "Один в один". Концерты к праздничным датам - бесконечный хит-парад "заматеревших" российских "звёзд. Да, ещё на НТВ появилось шоу о кино - тоже весьма "содержательное". Вся культура так и осталась на канале "Культура". Действительно нужен "штаб" и "боевые части", чтобы коренным образом изменить сложившуюся в стране ситуацию.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть