Юрий Григорович: «Никто не отказался от участия в «Бенуа»

Елена ФЕДОРЕНКО

20.05.2015

Москва ожидает фестиваль Benois de la danse. 26 и 27 мая смотр пройдет в 23-й раз.

На исторической сцене Большого театра после церемонии награждения выступят новые лауреаты и дипломанты, вслед за ними — победители прошлых лет. Избранники Benois de la danse получат приз — танцующую пару, изготовленную французским художником Игорем Устиновым, потомком семьи Бенуа. У премии свои законы: судейские места предоставляются жюри временно, бессменным остается только председатель коллегии арбитров — президент Международного союза деятелей хореографии Юрий Григорович. Юрий Николаевич ответил на вопросы «Культуры».

культура: Не секрет, что зрители любят «Бенуа» за возможность увидеть панорамные концерты звезд мирового уровня. Ждут их не меньше, чем объявления имен лауреатов. При подготовке программы «Бенуа» пришлось ли Вам столкнуться со сложностями, связанными с нынешней политической ситуацией? 
Григорович: Вы хотите спросить, не получали ли мы отказов на приглашения? Нет, все с радостью готовятся к участию в «Бенуа» — члены жюри, номинанты, гости, лауреаты прошлых лет. Приглашение — это факт признания от коллег по профессии и возможность танцевать на сцене Большого театра. Мы рады, что программа «Бенуа» в свои 23 года продолжает развиваться. То, что появляются новые артисты, естественно: балет — искусство молодых. Но вовлекаются театры и труппы, ранее не входившие в «Бенуа». Например, Норвежский национальный балет. Среди номинантов — хореограф Дуайт Роден, поставивший спектакль в Средиземноморском балете Ниццы.

культура: Появился и новый российско-итальянский балетный приз, не так ли?
Григорович: «Бенуа-Мясин. Москва-Позитано» — совместная награда Приза «Бенуа де ла данс» и Приза «Позитано имени Леонида Мясина». С инициативой ее учредить выступил руководитель «Позитано» Даниэле Чиприани. Нам показалось его предложение интересным, полезным для развития балетных контактов между Россией и Италией. Встретились, разработали концепцию и в сентябре 2014 года на пресс-конференции в Риме представили новый приз. Впервые вручаться он будет 26 мая в Москве, в Большом театре.

культура: Известно ли имя первого лауреата?
Григорович: Награду присудили Ане Лагуне — замечательной танцовщице, музе Матса Эка. В выборе мы были единодушны. К слову, ожидаем приезда еще одной прекрасной женщины — Брижит Лефевр, руководившей балетом Парижской оперы почти два десятилетия. Она, как вы знаете, в прошлом году стала лауреатом «Бенуа» в номинации «За жизнь в искусстве», награждение пройдет на нынешней церемонии. 

культура: Вы лауреат приза «Позитано», известного и престижного в балетном мире. Почему награда, учрежденная в крошечном городке с населением около четырех тысяч человек, носит имя русского танцовщика и хореографа Леонида Мясина?
Григорович: Этот приз — старейший в Европе в области балета. Позитано — живописный уголок, замечательное место с замечательными людьми. Леонид Мясин там жил и работал, открыл студию, придумывал балеты, писал воспоминания. Логично, что после его смерти приз получил имя хореографа. Позитано связан с русским балетом, там бывали Дягилев и Нижинский, а островом Ли Галли — напротив городка — после Мясина владел Рудольф Нуреев. 

культура: Совместный приз можно назвать новым видом международного сотрудничества. Не нарушит ли он своеобразия российского и итальянского проектов?
Григорович: «Бенуа» и «Позитано» останутся независимыми и свободными. Они ведь разные. «Бенуа» вручается за новые работы одного календарного года. Вручением «Позитано» оценивается совокупность заслуг за продолжительное время и разные роли. В итальянское жюри входят критики, наши арбитры — известные практики: артисты, хореографы, руководители балетных компаний.

культура: Состав жюри «Бенуа» ежегодно меняется. Представьте, пожалуйста, нынешний судейский ареопаг.
Григорович: В жюри вошли представители шести стран. Специалист по наследию Ролана Пети, балетмейстер и педагог Луиджи Бонино, артдиректор Королевского балета Великобритании Кевин О’Хэйр, худрук Норвежского национального балета Ингрид Лорентцен, основатель и руководитель труппы Complexions Десмонд Ричардсон и два представителя русской балетной школы: балетмейстер-репетитор Большого театра Александр Ветров и Владимир Малахов — теперь из Германии.

культура: По какому принципу формируете жюри — приглашаете друзей?
Григорович: Нет, конечно. Хотя, как правило, мы все знакомы. Балетный мир тесен. Стараемся привлекать авторитетных представителей разных стран, школ, вкусов, взглядов. Председатель правления Центра «Бенуа» Регина Никифорова и его артистический директор Нина Кудрявцева-Лури начинают поиск кандидатов на следующий год сразу после окончания церемонии текущего года.

культура: Каждый арбитр выдвигает своего номинанта — не сужает ли это балетный горизонт?
Григорович: Исключительно поэтому каждый год жюри меняется. Любой из арбитров нового призыва представляет одно имя в номинации, основываясь на личной оценке одной или нескольких работ выдвиженца. Мы далеки от мысли, что представляем шедевры на века. Показываем то, что кажется интересным судейской бригаде из созданного в течение года. От его «плодородия» зависит и число соискателей, и количество номинаций. Постоянных только три — «Хореограф», «Танцовщица» и «Танцовщик».

культура: В этом году заявлены композиторская и сценографическая номинации. Впервые появилась номинация «Либреттисты», где оказалось сразу двое соискателей. 
Григорович: Произошло приятное совпадение: в 2014 году из сюжетов классической литературы — произведений Ибсена и Фицджеральда — возникло сразу две балетных истории. Редчайший случай. 

культура: На YouTube заинтриговал крошечный фрагмент норвежского спектакля «Лебединое озеро», который не имеет никакого отношения ни к Чайковскому, ни к легендарной хореографии. Мы увидим отрывок из него, ведь его автор вошел в номинацию? 
Григорович: К сожалению, этот эксперимент показать невозможно. Для спектакля сцену заливают шестью тысячами литров воды, и артисты танцуют прямо в «озере». Но автор постановки Александр Экман покажет свое соло под названием «О чем я думаю в Большом театре». Узнаем, какие мысли ему приходят в голову.

культура: На первом Гала танцуют номинанты, и они прямо перед выходом на сцену узнают, стали лауреатами или дипломантами. Второй вечер — победителей прошлых лет — часто имеет сквозную идею. В прошлом году Гала был вдохновлен Дягилевым. Нынешний концерт объединит единая тема? 
Григорович: Она заявлена в названии «Хореографы ХХ века. От Михаила Фокина до Матса Эка». Но это не антология. Представить всех балетных авторов богатого на таланты столетия в один вечер невозможно. Зрители увидят номера и фрагменты спектаклей Джорджа Баланчина и Кеннета Макмиллана, Фредерика Аштона и Ханса ван Манена, Ролана Пети и Джона Ноймайера, Виктора Гзовского и Рудольфа Нуреева. И, конечно, титульных хореографов. «Умирающего лебедя» Михаила Фокина станцует Ульяна Лопаткина, Матс Эк специально для Гала перерабатывает соло из своей недавней премьеры балета «Редиска». Исполнительский состав — звезды разных театров мира. Публика, думаю, не будет разочарована.


Cписок номинантов

Хореографы:

Жан-Кристоф Майо — «Укрощение строптивой», Большой театр. 

Дуайт Роден — «Против нас», Средиземноморский балет Ниццы. 

Мартин Шлепфер — «Глубокое поле», Балет на Рейне. 

Кристофер Уилдон — «Зимняя сказка», Королевский балет Великобритании. 

Александр Экман — «Лебединое озеро», Норвежский национальный балет. 

Танцовщицы: 

Мисти Копленд — Главная партия, «Аve Maria», Роден. Современный балет Complexions. 

Иоланда Корреа — Татьяна, «Онегин», Крэнко. Норвежский национальный балет. 

Николетта Манни — Смерть, «Молодой человек и Смерть», Пети. Балет театра «Ла Скала». 

Марианела Нуньес — Главная партия, «Симфонические вариации», Аштон. Королевский балет Великобритании. 

Светлана Захарова — Маргарита Готье, «Дама с Камелиями», Ноймайер; Мехмене-Бану, «Легенда о любви», Григорович. Большой театр. 

Танцовщики: 

Мариан Вальтер — Морель, «Пруст или Нетерпение сердца», Пети. Берлинский государственный балет. 

Ксандер Париш — Аминта, «Сильвия», Аштон. Мариинский театр. 

Денис Родькин — Ферхад, «Легенда о любви», Григорович. Большой театр. Клиффорд Уильямс — Учитель, «Ave Maria», Роден. Современный балет Complexions. 

Эдуард Уотсон — Леонт, «Зимняя сказка», Уилдон. Королевский балет Великобритании. 

Акрам Хан — Ведущая партия, «Пыль», Хан. Английский национальный балет. 

Композиторы: 

Константин Меладзе — «Великий Гэтсби». Проект The Great Gatsby Ballet.

Джоби Тэлбот — «Зимняя сказка». Королевский балет Великобритании. 

Сценограф: 

Джон Макферлейн — «Колибри». Балет Сан-Франциско. 

Либреттисты: 

Марит Моум Ауне — «Призраки Ибсена». Норвежский национальный балет. 

Дуайт Роден — «Великий Гэтсби». Проект The Great Gatsby Ballet.