Депутат собаке друг?

Нильс ИОГАНСЕН

22.01.2016

«Они лают, кусаются, на прохожих бросаются» — негодуют многие наши сограждане. «А где ж ему гулять?!» — вопрошают собачники. Вечный спор крутится вокруг использования под выгул общественных городских территорий: парков, скверов, дворов. Казалось бы, выход прост — специально оборудованные собачьи площадки. Но их число, например, в Москве неуклонно сокращается. Что удивительно на фоне бурного развития мегаполиса. В проблеме разбирался корреспондент «Культуры».

Выгул домашних животных нынче строго регламентирован, есть соответствующая правовая база. В столице она прописана в «Кодексе города Москвы об административных правонарушениях», там все просто и понятно. Статья 5.1, пункт 3, цитируем: «Появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, влечет наложение административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей».

— В Кодексе описано множество ситуаций, в том числе нападение одной собаки на другую, причинение ею вреда дикому животному, выгул на особо охраняемых объектах, иные случаи. За все это предусмотрены штрафы. Правда, при составлении документа юристы немного напортачили. В других городах в аналогичных кодексах фигурируют «домашние животные», а в столице только собаки. То есть в Москве, следуя букве закона, можно гулять где угодно, к примеру, с козлом или боровом, — разъясняет начальник Отдела организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних (ООДУУПиПДН) УВД по СВАО города Москвы подполковник полиции Григорий Марченков.

С точки зрения собачника, Кодекс вообще на редкость печальный документ. Если пес не имеет возможности свободно побегать, вволю пообщаться с себе подобными, психически нормальным он не вырастет, данный факт подтвердит любой кинолог. Животное, которое постоянно водят на поводке и в наморднике, неизбежно сорвется, найдет выход энергии, причем зачастую в форме агрессии. Иными словами, необходимы специальные огороженные территории — организованные собачьи площадки, куда жители могут приходить со своими питомцами. Однако таковые в Кодексе почему-то не упомянуты. Быть может, потому что их до смешного мало? 

«В некоторых парках культуры и отдыха, подведомственных департаменту культуры города Москвы, созданы специальные площадки для выгула собак. В парке Фили работает собачья площадка. В Северном Тушино, Садовниках, Сокольниках, Путяевских прудах, в сквере по Олонецкому проезду есть собачьи площадки с необходимыми элементами для дрессировки собак. Вход бесплатный. В Измайловском ПКиО гулять с собаками можно практически везде», — ответили нам в столичном департаменте культуры.

Между тем в Советском Союзе собачья площадка присутствовала едва ли не в каждом дворе. Одни числились за ДОСААФ, другие находились на балансе города, и ликвидировать их никому в голову не приходило. Ведь служебное собаководство, в том числе и на общественных началах, считалось частью системы обороны страны. Да и в целом было понимание: друзьям человека нужно где-то бегать свободно, а также получать воспитание на соответствующих тренировочных снарядах. Ведь площадка — не просто место для «побесилок». Здесь собака приучается работать, а значит, становится умнее и дисциплинированнее. 

Увы, там, где я давным-давно гулял со своим боксером Дианой, сейчас нет и следа площадок. Построили дома, разбили парк, поставили магазин... Скрупулезное обследование родных уголков выявило очень неприятный факт — гулять с собакой «по закону» практически негде. За исключением пустырей-свалок и заброшенных стройплощадок. Но там животное неизбежно травмируется торчащей арматурой, битым стеклом и иными опасными предметами.

— По поводу числа площадок для выгула собак никаких нормативов ныне не существует. В СССР были, но сегодня они не действуют. Есть лишь документ от 2001 года, где прописана возможность создания, но никаких обязывающих положений в этой бумаге нет. Равно как нет там и пропорции — одна собачья площадка на такое-то число жителей или на определенную территорию. В интернете есть список «разрешенных» мест для выгула домашних животных, но он, к сожалению, не официальный и не всегда соответствует реальности. Конечно, в силу разных причин площадок становится все меньше. Это связано как с правами собственности на землю, так и просто с халатностью, — объясняет депутат Мосгордумы Александр Семенников.

— По состоянию на осень 2015-го в Москве действовало 426 организованных мест для выгула животных, — уточняет его коллега Зоя Зотова. 

Но, позвольте, в столице свыше полумиллиона собак. Получается, более чем по тысяче бобиков претендуют на одну площадку! При этом число четвероногих питомцев постоянно увеличивается, экономический кризис на эту статистику не влияет. Точнее даже, влияет в обратную сторону: чем труднее жизнь, тем более необходима человеку отдушина в виде веселого, бескорыстного, преданно обожающего тебя существа. 

— К сожалению, уточнить количество собак в городе нет возможности, — продолжает депутат Зотова. — Закон об обязательном учете домашних животных до сих пор не принят, и когда это произойдет — неясно. В столице действуют правила содержания питомцев от 1998 года с поправками 2008-го, но они носят лишь рекомендательный характер.

ФЗ о регистрации жучек и мурок в ближайшее время, действительно, вряд ли примут. Дело в том, что перспектива паспортизации собак и кошек увязывается законодателями с введением нового налога — на домашнюю живность. При нынешнем резком падении уровня жизни, да еще и накануне думских выборов, парламентарии будут очень осторожны с непопулярными инициативами.

...СВАО, район Отрадное, участковый инспектор старший лейтенант Андрей Шикунов ведет меня по своей подконтрольной территории. 

— Нет у нас проблем ни с собаками, ни с их владельцами, практически все соблюдают закон, а мы стараемся не давить доскональным его выполнением. Идет животное на коротком поводке, но без намордника, спокойно гуляет — и ладно, все в порядке. Сами же понимаем, что с площадками очень туго. И собачек жалко: кому понравится постоянно с клеткой на морде ходить? Вон недавно тут долматинец приблудился, так мы с напарником его два дня пиццей кормили. Нашли потом хозяйку — молодую девчонку — не справилась с собакой, та испугалась, убежала. Провели профилактическую беседу...

Жалобы по поводу четвероногих периодически поступают, но они по большей части относятся к категории кляуз. Так, некая мадам, проживающая в доме 38 по улице Декабристов, неоднократно доносила о злобной собаке, гуляющей без поводка и намордника. Участковый несколько раз выезжал на место в поисках нарушительницы. Ею оказалась чихуахуа. Выяснилось, что между двумя женщинами возник конфликт, и на владелицу карликового пса просто «настучали».

Подобных смешных и не очень случаев в работе полицейских хватает, а вот реальных ЧП, к счастью, почти нет. За последние пару лет в районе произошел всего один неприятный случай — ротвейлер порвал брюки школьнику. Наказали, естественно, владельца собаки, он, правда, и не пытался уйти от ответственности.

Кстати, про наказания — несмотря на то, что на место происшествия выезжает наряд ППС, а потом обстоятельства дела разбирает участковый инспектор, вердикт выносит некая комиссия при префектуре. Кто там сидит, полицейские не в курсе: «какие-то тетеньки», об уровне квалификации и наличия у них юридического образования данные отсутствуют.

— У нас нет договора между МВД и мэрией, уже пару лет как он закончился, вот и передаем в префектуры все дела по административным правонарушениям. А там кого-то штрафом накажут, кого-то просто отпустят — как повезет. Нет никакой системы. Да и полномочий им, похоже, не хватает. Вот был случай — одна не очень вменяемая особа держала в двухкомнатной квартире 180 кошек, к ее двери подойти без противогаза никто даже не пытался. Больше двух лет длилась эпопея по ее выселению, весь дом с ума чуть не сошел, — делится наболевшим участковый инспектор.

С домашними собаками проблем нет, окружающим они не мешают и не угрожают — таков вывод Андрея Шикунова. И, действительно, за те несколько часов, пока мы бродили по Отрадному, нам не попалось ни одного свободно бегающего животного, все они чинно шествовали на поводках.

Тем не менее полицейские не устают напоминать: если на вас вдруг нападает собака, не важно — бродячая или домашняя — нужно не стесняться и отбиваться по полной программе. Причем разрешается (а порой и рекомендуется) уничтожить опасное существо. Стражи порядка тоже имеют такие полномочия. 

— Если наряд видит, что животное может причинить вред здоровью и жизни людей, сотрудники применяют оружие, это их обязанность. Случалось такое уже не помню когда — собачники у нас, в основной своей массе, люди очень сознательные, но так положено, — разводит руками Григорий Марченков.

— Людям нужно заботиться о себе и своих питомцах самостоятельно, обращаться в муниципальные органы власти — они помогут. Чиновники не обязаны ни за кем бегать, они работают по обращениям граждан. Программы строительства собачьих площадок на уровне города нет, но это не значит, что нельзя добиться, чтобы они появились. У нас всех есть права, вот и нужно их реализовывать, проявлять активность, — уверен Александр Семенников. 

В доказательство приводит пример: пару лет назад по инициативе местных жителей недалеко от его дома была построена собачья площадка. Теперь депутат имеет возможность выгуливать там своего питомца. «Если же у вас есть информация о том, что ту или иную уже действующую площадку пытаются ликвидировать, — сигнализируйте, будем разбираться», — резюмирует Зоя Зотова.