Фонд образцового содержания

23.12.2016

Александр МАТУСЕВИЧ

Фонд Елены Образцовой отметил маленький юбилей.

Декабрь — особый месяц в творческой биографии великой певицы. 17 декабря 1963 года состоялся ее дебют на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек, ставшей одной из коронных. В «гордой полячке» словно сливались воедино все самые лучшие качества актрисы и вокалистки: царственность, красочность и богатство тембра голоса, позволявшие переходить от мазурочной польской чеканности («Лишь престол царей московских...») к льющемуся бальзамом любовному признанию («О, царевич, умоляю...»). 

Елена Васильевна всегда отмечала дебют — премьерами, новыми работами, позже — гала-представлениями. Поэтому не случайно, что пятилетие своего существования Фонд Елены Образцовой решил отпраздновать накануне этой уже исторической даты в уютном особняке на Волхонке, в Большом Знаменском переулке. Во вступительном слове директору фонда Наталье Игнатенко удалось провести связующие нити от знаменитых триумфов Образцовой на сцене к ее деятельности последних лет, где главенствовали конкурсы, поддержка молодых исполнителей и благотворительные концерты. 

Связь времен была явлена и в самой концертной программе юбилейного вечера. Впечатлили выступления живых легенд российского театра Веры Васильевой, Александра Ведерникова и Зураба Соткилавы. Когда на сцену вышла Васильева с воспоминаниями о совместном с Ольгой Аросевой и Еленой Образцовой спектакле Романа Виктюка «Реквием по Радамесу», а затем юным, не затронутым возрастом голосом прочитала несколько стихотворений, ощущение блаженства буквально разлилось по залу. Ее неувядающая красота и обаяние, не говоря уже о послужном списке ролей, сразу придали вечеру совершенно уникальный характер. 

Равно как и выход Александра Филипповича Ведерникова — свидетеля золотого века Большого театра, когда помимо Образцовой блистали Архипова и Вишневская, Милашкина и Атлантов, Анджапаридзе и Огнивцев. Ведерников спел романсы Даргомыжского «Я вас любил», Чайковского «Средь шумного бала» и свиридовскую «Любовь» на стихи Есенина. Феноменальное вокальное мастерство 89-летнего артиста не увядает. Не менее поразительно его умение в коротком произведении передать настроение и образ, которые еще долго сохраняются в памяти. 

Зураб Соткилава, другой легендарный коллега Образцовой, со свойственным ему обаянием исполнил прелестный романс Тости «Грусть» и Шуточную мегрельскую песню Тактакишвили. 

Как и при Образцовой, одна из главных забот фонда — вокальные конкурсы имени певицы, чья история уже богата впечатляющими достижениями. Некоторые из победителей приняли участие в юбилейном гала. Игорь Морозов спел замечательную композицию Дунаевского «Ехал я из Берлина», а Дарья Рубцова — трогательную «Березку» Свиридова. Елена Семенова, Александра Ковалевич, Юрий Ростоцкий, Оксана Шилова, Бадрал Чулуунбаатар, Мария Баянкина, Эльмира Караханова представили арии из опер Массне, Беллини, Бизе, а тенор Дмитрий Корчак исполнил романс Вертера из одноименной оперы, в которой блистала и которую поставила на сцене Большого театра сама Елена Образцова. 

Важнейшая миссия фонда — поддержка совсем юных дарований, и не только вокалистов. Выступления учащихся ЦМШ Марии и Анастасии Махамендриковых (класс Валерия Пясецкого) доказали в очередной раз, что так, как учат в этой школе, бережно сохраняющей и приумножающей достижения московской пианистической традиции, не учат больше нигде в мире.

Пятилетка — срок небольшой, но ответственный. Это становление, поиск себя, увы, омраченный уходом из жизни Елены Васильевны. Но верится, что проекты фонда будут и впредь разнообразны и интересны. Залог грядущих успехов — деятельная, кипучая натура Натальи Игнатенко. Она продолжает дело, которому посвятила себя великая русская певица Елена Образцова: нести людям вечно живую классическую музыку на самом высоком исполнительском уровне.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть