11.06.2014
Среди подписантов известные персоны: Ирина Апексимова, Борис Гребенщиков, Эммануил Виторган, Вячеслав Зайцев, Владимир Познер, Евгений Стычкин… Однако во вторник, 10 июня, двое деятелей культуры отозвали свои подписи. Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в интервью ИТАР-ТАСС выразил сожаление о поддержке петиции, объяснив, что сделал это в суете: «Увидел фамилии тех, кто тоже подписал, и присоединился к ним». А директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов предположил, что многие, как и он сам, первоначально читали другой текст:
— В декабре 2013 года у Центра начались проблемы с финансированием. Тогда же его сотрудники обратились к общественности с просьбой поддержать. Естественно, все нормальные люди на это откликнулись — как не помочь коллегам, которые оказались в сложной ситуации? Прислали письмо, которое я, прочитав, подписал. Однако в петицию, опубликованную в интернете, оказался добавлен текст, касающийся тяжбы Центра с Министерством культуры. Этого не было в варианте, который я подписывал. Там шла речь об экстренной помощи в связи с потерей финансирования. А в петиции рассказана чуть ли не двадцатилетняя история существования Центра, проблемы с сохранением наследия, юридические права, которые якобы завещаны МЦР, а не Музею Востока. Большая, почти детективная история. Ко мне же обратились в трагический момент, когда Центр мог оказаться на улице. Уверен, большая часть подписавших петицию попали в ту же неприятную ситуацию. Я попросил своего пресс-секретаря связаться с МЦР и снять мою подпись.
По мнению Дмитрия Родионова, подобная «корректировка» текста, возникшая, возможно, не по злому умыслу, недопустима:
— Есть принципы этики, которые важно соблюдать вне зависимости от ситуации. Видимо, ввиду тяжелого эмоционального состояния, коллеги просто не обратили внимания на некоторые нюансы. Однако хорошее дело — в данном случае помощь Центру, оказавшемуся в непростой ситуации, — должно быть безупречным во всех отношениях.
В пресс-службе Министерства культуры пояснили, что МЦР, созданный в 1991 году по инициативе иностранных юридических лиц, лишился мецената в декабре 2013-го. У «Мастер-Банка», который, по данным Минкульта, был вовлечен в проведение крупномасштабных сомнительных операций, отозвали лицензию. Что касается обвинений, изложенных в петиции, то они, по словам пресс-службы Министерства, беспочвенны: Фонд Рериха много лет сам пытается получить картины, находящиеся в оперативном управлении Государственного музея искусства народов Востока. В подобных притязаниях Центру не раз отказывали суды различных инстанций.