26.09.2013
Прдложение сниматься в сериале «Вангелия» было достаточно неожиданным. В октябре прошлого года мне позвонили от режиссера Сергея Борчукова и сообщили, что снимается многосерийный фильм про бабу Вангу. Там есть эпизоды, в которых прорицательница встречается с известными политиками. «Одна из ключевых, — сказал мой собеседник, — встреча с вами. Не могли бы посоветовать на свою роль какого-нибудь подходящего актера?» Я задумался, перебирая известных мне актеров и прикидывая, насколько они похожи на меня. И тут собеседник говорит: «Мы бы хотели, чтобы вы сами себя и сыграли».
Дали сценарий, достаточно увесистый, я весь его прочел, внес некоторые изменения. В частности, эпизод, где Ванга указала месторождение нефти. Это действительно реальный случай. В 1996 году одна крупная российская нефтяная компания хотела построить нефтеперерабатывающий завод. Один из вариантов, который рассматривался, — Калмыкия. А я как раз к бабушке Ванге собирался — мне президент компании говорит: «Спроси у нее, где месторождение — там и поставим завод». Посмеялись, но я, тем не менее, взял с собой большую карту республики. Я еще не говорил ей ничего, а Ванга мне с порога: «Хотите завод строить?» Расстелили карту на столе, она подошла, немного склонилась, посмотрела на нее своими невидящими глазами, потом резко сказала: дай карандаш. И как стукнет грифелем в карту: «Вот здесь вижу много труб. Там вода для машин»! В фильме немного не так показано — она пальцем указывает место.
Тогда копать не стали — пустынное место, нефтяники не поверили. А через 10 лет в поселках Артезиан и Улан-Хол, как раз там, куда ударила карандашом прорицательница, обнаружили нефть.
Но вернусь к фильму. Возник вопрос, в чем сниматься — одежда-то должна соответствовать тому времени. Размер у меня не изменился, но где те костюмы, в которых я ходил двадцать лет назад? Я не берегу старые вещи, храню только армейскую гимнастерку с сержантскими погонами, в которой пришел со службы. Но нашел несколько костюмов, в том числе и светлый — почему-то для съемок попросили именно такой. Правда, не те, которые носил в 1992 году, когда впервые встретился с Вангой, а более позднего времени. Но фасон тот же. Чтобы войти в образ, все-таки двадцать лет прошло, почитал разные воспоминания о том времени. Гримировали меня не сильно. А когда подошло время сниматься, то решили надеть на меня все-таки темный костюм — как было на самом деле во время той встречи.
Пожилую Вангу играет Елена Яковлева. «Похожа?» — спросила она меня на площадке. Кстати, вся группа очень ответственно подошла к съемкам, к тому, чтобы зритель поверил, почувствовал эту удивительную женщину. Для них она легенда, а я мог рассказать о ней, как о живом человеке — мы встречались раз тридцать, далеко не всегда ради предсказаний, я друзей своих, знакомых привозил к ней. На одной из телепередач после показа сериала кто-то даже сказал в шутку, что я был «духовным представителем России у бабы Ванги».
И в перерывах между дублями я рассказывал о своих встречах с ней, уточнял какие-то детали. У Ванги была характерная манера говорить во время предсказаний — отрывисто, резко, и после каждой фразы, как бы подчеркивая ее, ударять ладонью по столу. Я рассказал об этом Елене Яковлевой, и она использовала это в фильме. Не только у Ванги, кстати, такая манера, например, государственный предсказатель Тибета, когда входит в транс, говорит примерно так же.
Уже на площадке чувствовалось, что фильм должен получиться. Так и вышло: был достаточно точно передан дух этой женщины, ее характер. Вообще, вокруг Ванги много спекуляций — я думаю, процентов 90 того, что о ней пишут. Например, что она была не в дружбе с церковью. А ведь она крестила тысяч десять или двенадцать детей. И над кроватью у нее висела икона Богородицы. Однажды я прикоснулся к иконе и почувствовал, что она мироточит...
Познакомился я с Вангой случайно. Один из моих болгарских друзей, с которым я учился в МГИМО, передал мне, что Ванга сказала: привезите «младого президента». 1992 год был. Стали перебирать всех — «младыми» назвать их трудно. Я не мог ему ничем помочь. Когда прощались, протянул свою визитку. Там было написано: президент корпорации САН. И еще я был президентом Российской палаты предпринимателей. «О, — засмеялся товарищ, — ты и есть тот президент, поехали». Я не очень верил в серьезность этой затеи, но поехал, мне было интересно: я о Ванге много слышал, человек-легенда.
Приняла она меня рано утром, едва солнце взошло. Мы прошли в зал, она села в кресло. Я поискал глазами место для себя, но она говорит: садись на пол. Был расстелен белый ковер. Взяла меня за руку и говорит: «Президентом будешь». «Бабушка, — отвечаю, — я президент компании, бизнесом занимаюсь. «Нет, — говорит, — своим народом будешь управлять». О чем она? О Калмыкии? Но я там бывал раз в полгода, жил в Москве, еще квартира была в Беверли-Хиллз. А через полгода завод, на котором я когда-то работал, выдвинул меня кандидатом в президенты республики. Я туда после школы пошел — закончил с золотой медалью, но никуда поступать не стал: решил сначала на завод, потом в армию. И только после этого поступил в МГИМО. Мне было 30 лет — какой президент, думал я, хотя и о предсказании не забывал. Но вот — в первом же туре набрал 70 процентов. Ванга позвонила, поздравила. И еще многие ее предсказания сбылись...