«Во дни печальные Великого поста…»

Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ, протоиерей

19.02.2015

Незадолго до гибели Александр Сергеевич Пушкин переложил на стихи молитву преподобного Ефрема Сирина. Давайте вспомним и то и это.

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. 

Аминь.

А теперь Пушкин.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

За время Великого поста покаянную молитву Ефрема Сирина только в храме повторяют около 500 раз. Значит, Церковь видит в ней что-то очень важное. И это важное сосредоточено в побуждении человека к покаянию.

Заметим: в главной великопостной молитве ничего не сказано об ограничениях в пище и развлечениях, с чем большей частью ассоциируется для нас Великий пост. Она посвящена духовным проблемам, которые на самом деле и являются центральными в великопостные недели.

Молитва делится на три части. Сначала говорится о духовных недугах, которые иногда берут человека в рабство и от которых только Бог может Своей силой освободить. Затем — о благодатных дарах, которые уподобляют человека Богу. И наконец, третья часть указывает на условия, выполнение которых способствует избавлению от хвори и получению духовного здоровья.

Итак, праздность, уныние, любоначалие и празднословие. Первое и последнее в этом списке некоторые считают мелкими, простительными недостатками. Но это не так.

Праздность — это безделье, леность, нерадение. Чаще всего характеризует безвольного человека, не умеющего преодолеть тягу к расслабленной жизни, не желающего приложить даже малый труд к самоорганизации, заставить себя победить лень. Праздность считают корнем всех грехов. Прямое следствие праздности — безразличное отношение к добру и злу, и как венец — цинизм.

Празднословие — плодотворная среда для праздности. Словом можно воскресить человека, а можно и убить. Бессмысленные и бесцельные слова способны полностью опустошить душу, куда вползает всяческая чернота: зависть, осуждение, сплетня, клевета, брань.

Уныние начинается исподволь — с печали, плохого настроения, хандры, сплина, «встал не с той ноги», меланхолии, ипохондрии; далее наступают пессимизм, душевная тревога, тоска, а кончается все отчаянием, суицидальными мыслями. Уныние — самоубийство души, причем это заразная болезнь.

Любоначалие — любовь к власти. Властолюбие — с одной стороны, страсть, с другой — искушение. Немногие могут справиться с ним. У человека возникает иллюзия, будто он достоин того, чтобы ему подчинялись другие. Властолюбец легко превращается в эгоиста, гордеца, тирана, владыку судеб, судью всех и всего.

Если в человеке есть хотя бы зачатки этих грехов, нужно великопостные дни употребить для борьбы с ядовитыми сорняками. Победить их можно только покаянием. Иначе мы и в жизни познаем, что есть ад.

Далее в молитве мы просим у Бога укрепить в нас качества, которые формируют личность. В первую очередь, целомудрие. Чаще всего в это понятие мы вкладываем поверхностный смысл. Тогда как в славянском языке оно состоит из двух корней — цельность и мудрость. Нашей внутренней раздробленности требуется целостность, которая достигается иерархией ценностей, установленной евангельской мудростью.

Смиренномудрие, или попросту смирение, а также терпение — то, чем может каждый человек победить главный наш порок: гордость. Иисус Христос говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Смиренномудрие — целая наука, которой посвящены многие книги. В Ветхом Завете образцовым примером терпения служит праведный Иов. В Новом Завете — Сам Христос.

Любовь — главная добродетель христианства. Согласно вероучению, Бог есть любовь. (1Ин. 4:8). Без любви жить человеку невозможно. Но есть определенный закон: если тебя никто не любит, это означает, что ты никого не любишь.

В третьей части мы просим Бога даровать нам видение своих грехов и не осуждать никого. Действительно, осуждая других, мы теряем внутреннее зрение для трезвой самооценки. Осуждение, пожалуй, самый распространенный ныне грех. Надо всегда помнить: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7, 1–2). Чистота сердечная, о которой говорится в Евангелии, — это такое состояние, когда мы не видим чужих грехов, а видим только свои.

В первые четыре дня Великого поста читается гениальный покаянный канон Андрея Критского. Там есть такие слова: «Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не готовишься; время сокращается — восстань: Судия уже близко — при дверях; время жизни проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы напрасно суетимся?»

Осознание этого дает нам новую глубину в понимании смысла жизни и позволит пройти достойно не только Великий пост, но и остальные дни нашего земного странствия.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции