27.11.2014
В канун Международного дня борьбы за отмену рабства (он отмечается 2 декабря) правозащитная организация Walk Free Foundation обнародовала рейтинг стран, где больше всего распространено насильное принуждение к труду. Лидерами стали Мавритания (4% населения или 160 000 человек), Узбекистан (3,9% — 1,2 млн человек) и Гаити (2,3% — 140 000). Как отмечается в докладе, уровень рабского труда в мире не снижается, а растет. Так, если в 2013 году тех, кто не имел возможности отказаться от опостылевшей работы, было 29,8 млн человек, то в нынешнем их уже 35,8 млн. Эта статистика отражает лишь вершину айсберга.
В 1926 году 38 государств — членов Лиги наций подписали Конвенцию, давшую трактовку многим юридическим положениям, касающимся рабства и работорговли. Большинство из них используются и сегодня. В документе впервые обратили внимание на опасность принудительного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного рабству. В такое положение оказалось различными способами вовлечено абсолютное большинство жителей планеты. На смену классическому рабовладению и крепостничеству пришло финансово-олигархическое рабовладение «взбесившихся денег», создавшее свою систему скрытого принуждения к работе и жесткой зависимости от нее, скрепленную тотальным социально-политическим контролем над личностью и манипулированием ею.
По данным компании Wealth-X и банка UBS, мировое богатство в размере 30 трлн долларов контролирует всего 0,004% населения планеты. Излишне говорить, каков уровень влияния этой кучки людей, которые стоят на вершине пирамиды нового рабовладения, строящегося ими на основе неолиберализма, глобализации и искусственно формируемого наднационального ценностного набора. По их версии, человек, как составная часть трудового и потребительского ресурса, подобно рабу древнего мира, не должен иметь национальной идентичности. Он должен быть полезен, послушен, мобилен и этносоциально единообразен. Каждый третий сверхбогач (новый рабовладелец) — американец. Далее с большим отрывом следуют Германия, Япония и Великобритания. Эти люди всеми путями борются за незыблемость своего положения. Только так они смогут дальше строить и совершенствовать завуалированный неорабовладельческий и неоколониальный порядок в нужном им ключе.
Для координации их действий ежегодно собирается заседание Бильдербергского клуба, его еще называют «теневым мировым правительством». На одном из заседаний небезызвестный Дэвид Рокфеллер произнес, можно сказать, программные слова: «Мир готов идти к мировому правительству. Наднациональная верховная власть умственной элиты и банкиров мира непременно более предпочтительна, чем национальное самоопределение, практиковавшееся в прошлые столетия». Глобальный Западный проект, ЕС, НАТО, МВФ с его постоянным поиском новых жертв и втягиванием их в свою кабалу, прочие так называемые «мировые институты» — инструменты осуществления этого плана.
Личность раба в нем не фигурирует вообще. К примеру, на последнем заседании была подтверждена приверженность стратегическому курсу, по которому Украина на годы должна оставаться территорией для борьбы с Россией. Самих украинцев при этом никто не спрашивает. Так поступают только с рабами. Перефразируя Аристотеля, который дал определение рабу как говорящему орудию труда, можно сказать, что эти господа рассматривают не только украинцев, но и прочие народы в качестве говорящих орудий для извлечения выгоды. В сладостном неведении о том, кто они на самом деле и в качестве кого их используют, пребывают даже американцы. Об этом говорят результаты десятилетнего исследования, проведенного Мартином Джиленсом из Принстонского и Бенджамином Пейджем из Северо-Западного университета (США). Выводы ученых неутешительны: власти Штатов действуют в интересах финансовых элит и корпоративных групп влияния. А мнение рядовых американцев практически не имеет никакого значения для принятия даже самых незначительных государственных решений.
Теперь о том, как работает негласная доктрина современного рабовладения применительно к конкретному человеку. В финансовом плане принуждение к работе устроено таким образом, чтобы ежемесячный доход раба XXI века не позволял ему делать крупные накопления и через какое-то время начать жить в свое удовольствие. Лишние деньги подлежат изъятию любым способом. Через зарплатную, инфляционно-ценовую, кредитно-финансовую и налоговую политику. В разных странах это делается по-разному. Где-то высокие зарплаты и дешевые товары, но дорогие медицинские и образовательные услуги, страховки, высокие налоги, коммунальные платежи и т.д. Где-то наоборот. Но итог везде один. Проклятие Лелика из «Бриллиантовой руки»: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» одинаково актуально звучит повсюду.
Для стимулирования раба придуманы так называемые «ад» и «рай». Первый олицетворяет собой периодические рукотворные кризисы, сопровождающиеся массовой безработицей, разорением и скатыванием на дно жизни. «Рай» – своего рода «ослиная морковка», болтающаяся перед носом животного и заставляющая непрерывно идти за лакомством.
Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за успешностью, достатком, модными новинками и деликатесами, более высоким социальным статусом и прочими изобретениями новых рабовладельцев. А для этого вынужден много и хорошо работать. При этом раб лишен информации, а тем более контроля над реальной прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе, эксплуатируя его труд и жизненную энергию. Он существует и функционирует в матрице, придуманной новым рабовладельцем. Да, плантаций с надсмотрщиками уже нет, но люди от этого свободнее и счастливее не стали. Возможно, в этом следует искать причину охватившей планету «эпидемии пофигизма». Би-би-си констатирует: «Согласно исследованию, проводившемуся Институтом Гэллапа в течение 30 лет, по-настоящему мотивированы на выполнение работы лишь 13% персонала по всему миру». Почти две трети работников не проявляют вообще никакого служебного рвения — как указано в исследовании, им «недостает мотивации, и они менее склонны проявлять инициативу в интересах компании»». Это нормально: рабу всегда было наплевать на рабовладельца.
Человечество перманентно наступает на одни и те же грабли использования рабского труда. И каждый раз неизменно получает по лбу. Пожалуй, единственный исторический период, когда добросовестный труд сам по себе, а не его оплата, представлял для работника ценность — это советское время. Как сделать, чтобы, по старой шутке, «на работу — как на праздник», чтобы труд приносил не только деньги, но и радость? Вопрос по-прежнему актуален.