Донецк и Рада: два парада

Александр РОДЖЕРС, украинский журналист

26.08.2014

Наверное, сложно придумать что-то более контрастное по смыслу и содержанию, чем два парада, прошедшие в минувшее воскресенье. Один — в захваченном нацистской хунтой Киеве, второй, который парадом можно назвать разве что так, в кавычках, — в свободном непокорном Донецке.

Военный парад в Киеве был дорогим и пафосным, на него потратили 80 миллионов гривен. Представляли «новую, свежеотремонтированную» технику, но главной целью, естественно, был самопиар для Порошенко. Он произнес сколь пафосную, столь и бессмысленную речь, долго рассказывал про беспримерное мужество украинской армии, воюющей против женщин, стариков и детей (этого, правда, не сказал, постеснялся), а также о вымышленных достижениях, сочиненных для него кем-то из подчиненных.

Кстати, практически в то же время, когда Порошенко произносил слова «еще никогда этот день не был таким величественным, как сегодня», ополчение Новороссии завершало окружение двух крупных группировок украинской карательной армии. Вполне величественно.

Парад в Донецке был гораздо менее затратным, зато организован от души. Выставили уничтоженную технику украинских карателей (захваченные в боях трофеи, способные передвигаться и вести огонь, задействованы на поле боя, а не на показухе). Вместо слов говорили дела, причем весьма красноречиво.

А чуть позже был проведен парад военнопленных, которых провели по центральным улицам города. Население скандировало в их адрес: «Фашисты!», а примкнутые штыки конвоя и поливальные машины, моющие за нацистами улицы, символизировали связь поколений и преемственность с аналогичным мероприятием в Москве в 1944 году.

Таким образом жители Донецка показали остаткам Украины, что считают их армию оккупантами, нежеланными на территории Новороссии.

Среди псевдопатриотов Украины после этого началась форменная истерика. Одни кричали, что это издевательство над людьми (кстати, формально, для того чтобы они считались военнопленными, должна быть объявлена война). При этом забывая, как сами зимой на майдане издевались над сотрудниками милиции и простыми прохожими в Киеве, как пытали их, рисовали на лбах надписи «Раб», ставили на колени. Другие не менее громко плели небылицы, что пленные — это вовсе не пленные, а актеры, и разбитая техника — тоже не украинская (интересно, чья же?). И никого не смутило, что эти два утверждения прямо противоречат друг другу.

В общем, как обычно, сторонники новой власти суровой и неприглядной реальности предпочитают уютные мирки своих фантазий. Они боятся, что придется отвечать за поддержку зверств и преступлений, творимых хунтой, — это очевидно. С окружением большей части боеспособных частей хунты в двух (а сегодня уже трех) новых «котлах» перспектива подобной ответственности замаячила на горизонте очень отчетливо.

Впрочем, к вечеру пропорошенковские силы активизировали наступление. В «Фейсбуке». Именующий себя «военным экспертом» некто Тымчук «разбил» очередную колонну российских танков, некий «журналист» Бутусов поведал о пленных псковских десантниках (почему-то с паспортами, но без тельняшек), а «политолог» Романенко и вовсе выложил фотографии американских танков «Абрамс», высадившихся якобы возле Мариуполя. Как прошли через границу? Ясное дело — высадились с подземной лодки. Правда, на фотографиях почему-то на заднем фоне пальмы, которые на Азовщине отродясь не произрастали, но когда такие мелочи смущали веру сторонников евромайдана?

Какой же разительный контраст между киевским иллюзорным «миром спектакля» и донецким по-хорошему прагматичным миром чести и реальности. Одни «патриоты» размахивают флагами и толкают пафосные речи, но когда приходит повестка «бороныты Батькивщину», они не готовы, бегут от призыва, причем нередко в Россию, страну, как сами говорят, оккупантов. Другие не любят громких речей и позерства, но дружно взялись за оружие, когда пришла пора защищать свою землю от киевских захватчиков.

Живя на Украине, понимая натуру и тех, и других, я еще в начале мая твердо знал, за кем в результате будет победа. И сейчас ни на секунду не сомневаюсь.