29.05.2013
Сдача первого в этом году Единого государственного экзамена — по русскому языку — обернулась скандалом. Уже ранним утром 27 мая, в день проведения ЕГЭ, в социальных сетях появились десятки фотографий экзаменационных листов с готовыми ответами.
Разумеется, мириться с такой ситуацией нельзя, потому что она не позволяет выявить объективные знания учащихся, определить их подготовку. Однако, к сожалению, подобные вбросы секретной, по сути, информации происходят уже не в первый раз за время существования ЕГЭ. В значительной степени это следствие географических особенностей нашей страны с ее девятью часовыми зонами. На Дальнем Востоке единый госэкзамен уже прошел, а на западе России он еще только предстоит. Вот и получается, что дальневосточные школьники охотно делятся секретами со своими сверстниками, живущими в центральной части страны, да еще и ставят порой эту помощь на коммерческую основу.
Как с этим бороться? Устанавливать одновременное проведение ЕГЭ по всей России было бы неправильным. Если экзамен единый, то и условия для всех школьников должны быть равными. А в таком случае права одних школьников будут ущемлены по сравнению с другими. Кто-то будет сдавать экзамен утром, на свежую голову, а кто-то — глубоким вечером.
Я предлагаю другой вариант решения проблемы — разбить все регионы страны на три группы. В каждую вошли бы субъекты федерации, где время различается максимум на три часа. Соответственно, для разных групп регионов надо подготовить разные варианты заданий, которые будут отбираться в последний момент. Это значительно снизит возможность утечки информации в интернет и тем самым поможет обеспечить честность экзамена.
Нынешний скандал вокруг обнародованных ответов по русскому языку стал, конечно, аргументом в пользу противников ЕГЭ. Но я не думаю, что нужно поворачивать образовательную машину назад и требовать отмены единого госэкзамена. Образование — система инерционная, где резкие движения опасны. Они и так уже здорово расшатали ее в предыдущие годы. Отмена ЕГЭ станет очередным ударом по системе образования.
К тому же стоит отметить, что многие из тех, кто возражал против введения единого госэкзамена, теперь стали его сторонниками. Такая система позволяет заранее знать правила игры и на выпускных экзаменах, и при поступлении в вуз. А это снижает возможность коррупции. Поэтому сейчас около восьмидесяти процентов россиян поддерживают существование единого госэкзамена.
Другое дело, что эту систему нужно реформировать. Сейчас у ЕГЭ немало недостатков. Главный из них в том, что нынешняя система лишает ребят стимула учиться говорить и писать. В экзамене нет устного компонента. Плохо и то, что отсутствует обязательное сочинение, которое всегда было самым сложным экзаменационным элементом. Я считаю, что нужно вернуть небольшое сочинение в экзамене по русскому языку и литературе, чтобы дети не разучились излагать свои мысли. Кроме того, надо ввести устную часть, например, в ЕГЭ по иностранным языкам.
Есть и еще одна проблема. Многие ученики в старших классах вообще перестают заниматься по тем дисциплинам, по которым не собираются сдавать единый экзамен. В результате они практически бросают учиться по половине, а то и больше, предметов, что, разумеется, снижает общий уровень школьной подготовки. На мой взгляд, было бы целесообразно вернуть систему учета среднего балла аттестата при поступлении в высшие учебные заведения. Это заставит учеников подтягиваться по всем предметам, а не только по тем, по которым они сдают ЕГЭ.
Недостатки нынешней системы, как видно, можно ликвидировать. Зато достоинства ее очевидны. В первую очередь — это прозрачность, которая обеспечивает понятные, предсказуемые условия при поступлении в высшие учебные заведения. Эти критерии гораздо более объективны, чем при проведении устных экзаменов, которые практиковались в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Да, ЕГЭ — система пока не самая совершенная, но возвращение назад вызовет еще большее количество недовольных.