«Откровение» от Марка

Денис БОЧАРОВ, обозреватель "Культуры"

12.04.2013

Мне нравятся Dire Straits. Я всегда считал их лучшей рок-группой 80-х, а такие альбомы, как «Brothers In Arms» и «Making Movies», до сих пор отношу к наиболее выдающимся произведениям поп-музыкальной классики. Бывший лидер этого британского коллектива, ныне успешный сольный исполнитель Марк Нопфлер обладает потрясающей и довольно редкой гитарной техникой, извлекая звуки из инструмента исключительно при помощи пальцев — не пользуясь медиатором. По мнению ряда авторитетных музыкальных изданий, Нопфлер традиционно фигурирует в рейтингах самых выдающихся гитаристов всех времен — причем на верхних строчках. Словом, дядька, что и говорить, незаурядный.

Он уже трижды посещал Россию с концертами. Очередной визит музыканта был запланирован на 7 и 8 июня текущего года: Нопфлер собирался выступить в Москве и Санкт-Петербурге в рамках турне в поддержку своего последнего альбома «Privateering», вышедшего в сентябре прошлого года.

Однако поклонников артиста ждет облом — концерты не состоятся.

На днях на официальном сайте Марка появилась информация, что анонсированные выступления отменяются по политическим причинам: «Из-за давления России на правозащитные организации, в числе которых Amnesty International и Human Rights Watch, я с сожалением вынужден отменить запланированные на начало июня концерты». Еще раньше, в августе 2012 года, Нопфлер уже критиковал российские власти в связи с приговором участницам Pussy Riot: «Отказ политических и религиозных организаций воспринимать критику и здраво на нее реагировать представляет государство в невыгодном свете. Данный приговор унижает Россию в глазах мирового сообщества. Я осуждаю тюремное заключение молодых девушек и поддерживаю право каждого человека на выражение протеста».

Оставим эти пространные сентенции на совести музыканта и не будем строго его осуждать. Западным людям никогда не постичь российских реалий, и то обстоятельство, что за последнее время в отношении якобы попрания нашими властями основ демократии высказались все, кому не лень (от фриков типа Леди Гаги и Йоко Оно до безусловных корифеев вроде Пола Маккартни), не делает забугорных псевдоадвокатов от шоубиза дураками. Просто некоторые западные музыканты и другие деятели культуры, чувствующие себя вправе высказываться по любому поводу, невольно демонстрируют, что Россию не просекают ни на грош. Наверно, они и не обязаны этого делать, но суть не в том. Мы никогда не любили назидательных жестов и снисходительных похлопываний по плечу «оттуда». Тем более, если поучительные нотки звучат из уст артистов-мультимиллионеров.

Когда во времена свирепствования панк-вируса, группа Sex Pistols во всеуслышание крыла матом английскую королеву и бурно сквернословила в прямом эфире, возможно, англичанам и казалось, что это в порядке вещей. Похоже, они так полагают и поныне. «Но я, — говорил профессор Преображенский, — не Айседора Дункан». Иными словами, Россия — не Великобритания. Неужто западным музыкантам, носящимся со своими околодемократическими ценностями, как с писаной торбой, это невдомек? Почему бы не продолжать так же убежденно носиться с песнями? Не эти ли артисты, с благородной вальяжностью в духе «мир-дружба-жвачка», любят красиво заявлять о том, что настоящее искусство не признает государственных границ и политических разногласий?

Но все это, как выясняется, лукавство: музыкальный бизнес давно уже стал ареной для политических декламаций. «Я очень люблю выступать в России, привязан к этой стране и людям, живущим там. Надеюсь, нынешняя ситуация изменится к лучшему как можно скорее» — говорит лидер Dire Straits. Дорогой Марк, вне зависимости от того, как, где и что изменится, дело артиста — уметь отделять мух от котлет. А именно: хорошо выполнять свое дело. Публика (в том числе российская) выдала колоссальный аванс, покупая пластинки и заполняя концертные площадки. Мы любим вашу музыку, но не обессудьте, если иные громкие заявления, не имеющие к ней никакого отношения, будем пропускать мимо ушей. Со своей политикой Россия разберется сама.