Смена вех по-киевски

Дмитрий БАБИЧ, обозреватель радио «Голос России»

18.03.2014

Раскол в украинском обществе не мог не затронуть и церковь. Первые признаки этого раскола российские телезрители могли заметить еще на раннем этапе майдана: бои с милицией часто предварялись коллективными молебнами с участием странно выглядящих священников. Главным союзником инсургентов стала так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) — не признанная в православном мире организация, возглавляемая бывшим — еще советских времен — членом Священного синода Филаретом (Денисенко). Этот «раскольник» был извержен из сана еще в 1992 году за попытку разорвать все связи православной церкви на Украине с Москвой (эту свою позицию Денисенко обосновывал возникновением «незалежной Украины»). Именно УПЦ КП предоставляла свои храмы в качестве госпиталей для раненых боевиков майдана и била в набат во время попыток милиции перейти в наступление.

Более многочисленная Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) в дни уличных сражений никого не поддерживала, а просто призывала к миру и диалогу. В меру сил противостояла русофобии: в конце концов, истинная, не поддавшаяся раскольникам Православная церковь — это единственная организация в бывшем СССР, которая как бы не заметила крушения общей родины, веками собиравшейся вокруг древней киевской купели. УПЦ МП является частью Русской православной церкви, сохраняет с ней евхаристическую связь, ее предстоятель является постоянным членом Священного синода РПЦ. Исполняющий обязанности местоблюстителя УПЦ МП митрополит Онуфрий и ныне обладает этими же правами. Поэтому для многих православных на Украине именно УПЦ МП является единственной нитью, осуществляющей духовную связь с Россией.

Естественно, для новых революционных властей в Киеве такая ситуация — сильный раздражитель. В первые же дни после падения Януковича главные духовные центры УПЦ МП — Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра, собор в Сумах — были блокированы местными майдановцами. Чуть не дошло до захвата и передачи зданий новым «хозяевам» — прежде всего УПЦ КП. Кому-то подобные атаки кажутся демократией прямого действия. Но, по моему скромному мнению, тут больше параллелей с Французской революцией и с советским богоборчеством начала 1920-х. Ведь в 1789 году революционеры тоже первым делом «национализировали» церковь: от католических священников во Франции потребовали порвать с Римом. Вместо папы священники должны были присягнуть Франции. Думаю, не стоит объяснять, что разрыв связей с «третьим Римом» — Москвой — для православного верующего на Украине не менее болезнен, чем для французского католика конца XVIII века разрыв со Святым престолом.

Впрочем, и в тогдашней Франции, и на сегодняшней Украине нашлись священники, которые дрогнули. Еще во время уличных боев в Киеве в поддержку майдана выступили четыре священнослужителя УПЦ МП. Один из них, архимандрит Кирилл (Говорун), даже сформулировал теорию о некоем «богословии майдана». Оно основано, по мнению архимандрита, на «европейских ценностях». Интересно, каким образом сегодняшний Евросоюз, с благословения которого в Великобритании церкви переоборудуются в гостиницы и бары (сам видел, как это делается и в английском Ковентри, и в шотландском Глазго), стал источником христианских ценностей? И как может христианин, исповедующий принцип «нет ни эллина, ни иудея», стоять плечом к плечу с активистами партии «Свобода», в программе которой записано требование объявлять национальную принадлежность кандидатов на выборах и сажать в тюрьму за «украинофобию»?

А вот так вот и может — строительство новой украинской нации осуществляется вполне в духе былых «реформ» и «смены вех». Эти термины — не из христианского словаря, в Библии вы их не найдете. Но это не мешает группе новых украинских «сменовеховцев» во главе с примкнувшим к майдану пресс-секретарем УПЦ МП, протоиереем Георгием Коваленко нагнетать обстановку. «Мы не воспримем ни одного политического заявления патриарха Кирилла: мы будем со своим народом до конца», — заявил он в эфире «Громадського ТВ».

Что же говорил патриарх? В момент, когда насилие на майдане достигло пика, он поблагодарил тех представителей украинского епископата и духовенства, «кто нашел в себе силы последовательно призывать противоборствующих к миру и братолюбию». И по Крыму позиция патриарха была взвешенной. И в минувшую пятницу второй седмицы Великого поста предстоятель, совершив литургию преждеосвященных даров в Храме Христа Спасителя, обратился к верующим со словами: «Главная молитва, которую я сегодня совершаю, — это молитва о мире на Украине, о мире в отношениях между братьями, живущими сегодня как в Украине, так и в Российской Федерации. Всегда залогом этого мира и единства была наша единая Церковь, и дай Бог, чтобы она не была разрушена внешними политическими силами». О неприятии таких слов говорит пресс-секретарь?

Впрочем, не будем забывать: наиболее мрачные фигуры французской революции — Эмманюэль Сийес и Морис Талейран — тоже ведь были из священников. Они еще в 1790 году предали Рим и римско-католическую церковь — отреклись от Святого престола и от древних традиций церкви во имя «нации», когда того потребовала революция. Потом Сийес принял участие в осуждении короля на смерть, а бывший епископ Талейран стал дипломатическим орудием безбожного Наполеона. Кстати, вскоре после разрыва с Римом во Франции фактически началась дехристианизация: в 1793–1794 годах из церквей выбрасывали мощи святых, оскверняли алтари, грабили монастыри и самих священников — и все это с благословения расстриг Сийеса и Талейрана. Путь предательства не знает конца.

Усердие сегодняшних киевских раскольников, стремящихся оторвать православных от Московской патриархии, встречает самую горячую поддержку новых революционных властей на Украине. Но вспомним историю. Ситуация очень напоминает времена, называемые «сменой вех» в Русской православной церкви. Лев Троцкий в 1920-е годы использовал этот процесс не для реформы церкви, а для ее уничтожения — он хотел вначале натравить «сменовеховцев» («красных попов», как их называли в народе, или обновленцев) на старое духовенство, ослабить обе группировки, а потом уничтожить и тех, и других. «Повалить контрреволюционную часть церковников», а затем, «не давая сменовеховским вождям очухаться», превратить их начинание в «выкидыш», — писал он.

Увы, такая незавидная судьба ждет любого, кто ради политической выгоды отказывается от вечных христианских ценностей.