Апология патриарха

29.01.2014

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, журналист

Пять лет назад, 1 февраля 2009 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встал во главе Русской православной церкви.

Я написал тогда, что это важнейшее событие в современной церковной истории, что, на мой взгляд, еще будучи митрополитом, Кирилл уже состоялся как деятель мирового масштаба, а, вступив на престол РПЦ, он вошел еще и в число тех, кого у нас принято называть политическими тяжеловесами.

Между прочим, за ту статью мне попытались сделать выволочку с очень высокого этажа власти. Свидетельством чему — пространный текст с «разоблачением» моих утверждений, опубликованный в одной из самых тиражных газет страны. Этот текст я подшил в свое досье. И за пять прошедших лет ни разу не усомнился в правильности своих тогдашних оценок. Более того, утвердился в них.

При этом отмечу (в данном случае это важно), что я человек неверующий. Однако считаю себя сознательным гражданином не только собственно России, но и Русской православной цивилизации, бесспорно, существующей и, бесспорно, являющейся основой русской (российской) государственности. В этом смысле для меня сегодня равновелики Владимир Путин как глава российского государства и патриарх Кирилл как лидер Русской православной цивилизации. Я пытаюсь поддерживать их в их разумных деяниях на благо России и критикую за то, что считаю слабостями или ошибками.

Русская Православная церковь есть один из главных государствообразующих институтов России как страны, русских как нации и России как государства. Более того, Русская Православная церковь шире (а временами, в том числе и нынешними, гораздо шире) государства. Она сохраняет то, что я называю Большой Россией, а патриарх Кирилл — исторической Россией. Кстати, именно поэтому РПЦ обязана иметь свою дипломатию.

История Русской Православной церкви с момента Крещения Руси есть и история России, и история русского народа — даже и в атеистические времена. Выньте одно из другого — не останется ни того, ни другого.

Что есть русская культура (включая классику ХIХ и ХХ веков), изыми из нее христианство в его православной ипостаси? Набор более или менее оригинально исполненных бродячих сюжетов. Но наша высокая культура есть насквозь христианская культура. Даже при том, что мало кто из русских писателей не прошелся по попу своим язвительным пером. Да и высшие образцы русского искусства советского периода — насквозь христианские, причем преимущественно православные. Вынь из русского искусства (в том числе и в богоборческих его проявлениях) православие — исчезнет и его мировое величие, и его национальная оригинальность.

Кто сегодня, в период упадка русской культуры и вопиющей порчи русского языка, этот язык сохраняет, оберегает? Наша классическая литература. Некоторые подвижники в средней школе. Отдельные университеты. И Русская православная церковь.

Наконец, кто сегодня в России, где нет ни одного общенационального морального авторитета, как нет и единой морали, хранит и оберегает плодоносный для нашей вымирающей страны институт семьи, традицию воздаяния за справедливость, пусть и в иной жизни?

Русская православная церковь — ответ на все эти вопросы. Во главе с патриархом Кириллом. Называйте его хоть религиозным деятелем, хоть духовным лидером, хоть политиком, хоть эффективным менеджером.

Мог ли кто-то лучше него справиться с этой ролью? Не исключено, но я таковых не знаю. Из тех, кого история, судьба, воля Бога, да если даже и интрига, вынесли на вершины светской и политической власти, всего двух-трех человек мы можем поставить рядом с ним. Даже в таком в общем-то незамысловатом деле, как умение ясно и красиво, не путаясь в словах и понятиях, громко и принародно — на миру, а не в кулуарах и не на тайных кабинетных вечерях, сказать о главном, что волнует сегодняшнюю Россию и особенно русский народ.

Мне хорошо известны все претензии к патриарху Кириллу. Коснусь двух. Говорят, патриарх — ловкий аппаратчик. Но грош цена тому русскому политику (а патриарх Московский и всея Руси всегда был и будет политиком, как и папа римский, как и все другие князья Церкви и на Западе, и на Востоке), который в аппаратном государстве не был бы изощренным аппаратчиком.

И второе: дескать, не являют собой пример безгреховности ни сам патриарх, ни подчиненные ему кадры. Но если даже это так — проведу не слишком рискованную параллель — и многие русские военачальники были не без грехов, в том числе и военных. Да только уберите русскую армию (еще один государствообразующий наш институт) из истории России — не будет России.

У нас есть другая, абсолютно или хотя бы относительно безгрешная институция, хранительница морали и здоровых традиций? Где она? Каково ее название? Не можете сказать? Не создали? Не учредили? Тогда не трогайте Русскую православную церковь, которую укрепил патриарх Кирилл — лидер Русского православия в ХХI веке. Ему, может быть, почти в одиночестве предстоит спасать и христианскую Европу от ее падения с вершины мировой цивилизации.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (3)

  • alt

    Волков 01.02.2014 16:20:06

    В. Т. ТРЕТЬЯКОВ:
    «…При этом отмечу (в данном случае это важно), что я человек неверующий. Однако считаю себя сознательным гражданином не только собственно России, но и Русской православной цивилизации, бесспорно, существующей и, бесспорно, являющейся основой русской (российской) государственности. В этом смысле для меня сегодня равновелики Владимир Путин как глава российского государства и патриарх Кирилл как лидер Русской православной цивилизации. Я пытаюсь поддерживать их в их разумных деяниях на благо России и критикую за то, что считаю слабостями или ошибками...»
    __________________________________________________________
    Вообще-то, самую безошибочную оценку дает Творец - и настоятелю Храма Христа Спасителя она была Господом показана в ситуации-образе с PUSSY RIOT… Внутри Храма. В этом высший смысл случившегося. И ни в чем другом. Для любого мало-мальски разумеющего в духовной жизни грешника это непреложный факт. Аксиома. Другое дело, что в ходе последовавших за тем событий на "сем" не было акцентировано внимания. Практически никакого. Почему - отдельный, небезынтересный "вопрос" - надо полагать, все же верующие "лица" управляют РПЦ?
    Но что хотел сказать Господь - на что «обратить внимание» деятеля мирового масштаба, политического тяжеловеса, лидера Русской православной цивилизации, а по утверждению участников недавнего «круглого стола» в медиацентре "Вечерней Москвы", посвященного пятилетию интронизации Патриарха Кирилла еще и человека глобально мыслящего, умеющего действовать в каждом отдельном "локусе", имеющего многолетний и очень близкий его сердцу опыт управления епархиями, совершившего бесчисленное количество визитов в епархии, многие страны, произнесшего множество проповедей, в которых выстраивается целая система общественных и церковно-богословских взглядов, перерабатывающего в год десятки тысяч документов, являющегося лидером христианского мира с отличительной чертой творческого традиционализма или как бы динамичного консерватизма, удивительным чувством традиции и чувства необходимости новизны, исключительного, феномена, мощного таланта, формулирующего свои мысли очень четко при безупречно русском языке, проведшего апгрейд жизни нашей церкви, создавшего эффективный аппарат управления, проявившего в своей кадровой политике чудеса, поставившего на узловые места лучших, самых способных и компетентных людей, бесстрашного, укорененного в церковной традиции, имеющий громадный опыт, разработавшего громадный инструментарий по работе с обществом и церковью, одного из выдающихся интеллектуалов мира, а также ярчайшего ритора и спикера, сохранившего все лучшее, что есть в нашей церкви, ничего не разрушившего и ни йоты от себя не добавившего, но всему придавшему громадный драйв, энергию и динамику, гениальному администратору, выдающемуся богослову и мыслителю, духовному и нравственному ориентиру, носителю апостольской благодати, подлинному наследнику апостолов, обеспечившему массовое просвещение? При том, что предстоятель РПЦ действительно незаурядная личность!
    Ответ несложно прочитать-узреть в образе-действе промыслительно попущенных в Храм "пуссей"… И если когда-то еще у Владимира Семеновича Высоцкого "звучало": - "но и в Церкви - все не так, все не так ребята…" в целом-общем, без "детализации", то…Через пляску-песнь "пуссей" причины недопустимого "уклонения" РПЦ от генеральной линии "ожиданий" Господа в отношении России оказались "разложенными" по всем конкретным "полочкам"… Практически по всему спектру действий-работы не только РПЦ, но и промыслительно "вынужденно-задействованному" государству! Ведь духовным законам возводимые человеками "барьеры светскости" вовсе не преграда!
    Но честного и основательного разговора на эту тему так и не состоялось - "водевили" протодиакона А. Кураева, включая последний, разумеется, не в счет… Он ведь тоже "заинтересованная" сторона. Однако, "еще не вечер"? Начать интереснейшее "выяснение обстоятельств" с несомненной пользой для всех можно с простого-элементарного вопроса - такого, например… Почему публичные "официальные лица" РПЦ предпочитают оценивать-рассматривать явления-события как текущей жизни, так и недавней истории государства российского преимущественно с позиций политологической, социологической, культурологической и вообще антисоветской и нередко "общаться" на языке музыки-ораторий, в то время как согласно целевому назначению-определению "обязаны" "выдавать" с точки зрения духовной?
  • alt

    МАЗ 13.02.2016 02:31:09

    Прочитал Рассуждения Товиевича, как всегда точные, умные, ясные и вдруг вспомнил студёную зиму 1991 года…
    Несколько месяцев назад меня назначили главным редактором журнала «Вестник противовоздушной обороны». Тираж ежемесячника – 800 экземпляров. Ясно, как дважды два: нужно костьми лечь, а пробиться к массовому читателю. Но как этого добиться, если вокруг – хаос и мрак вселенские? Страна, «под мудрым водительство демократа Ельцина» летит в пропасть. Армия, всячески оклеветанная так называемыми демократами, стремительно разваливается. В этой смуте великой обращаюсь к главреду «Независимой» с просьбой рассказать о моих наполеоновских замыслах. И он идёт мне навстречу! Дальше первых среди бывших советских военных редакторов решаюсь открыть «Страничку проповедника». Мой подчинённый, хороший парень, но эклектически образованный тащит на страницы журнала ворох всяких рассуждений разномастных зарубежных миссионеров-сектантов, которым уже несть числа. И плетут они вязкую паутину словес, медитируя, убаюкивая потенциальных читателей на отвлечённую тему «любви к ближнему». Всё это не то. Злюсь от неспособности коллеги понять, что «запев» для такой рубрики в военном журнале нужен особый, не стандартный. Но что самое главное – слово-то должно прозвучать из уст православного священника. Миша Д. делает ещё несколько неудачных попыток организации «духовного наставления». И вдруг приносит заметки «Особо молимся о воинстве». Пробежав материал «по диагонали», я аж вспотел от радостного понимания: вот оно нужное нам всем, кто не покинул боевого строя, настоящее, самое что ни на есть заветное пасторское слово! Как же мы его заждались!
    «Многие ли знают, что Православная Цер¬ковь в каждом своем богослужении мо¬лится о Вооруженных Силах? Между тем существует специальное прошение о воинстве. Почему? Да потому, что военные обладают особой силой воздействия на людей: они обладают властью. От них зависят в большей степени, чем от кого-¬либо другого, судьбы народа и государст¬ва, наконец, сам драгоценный и священ¬ный дар человеческой жизни. Здесь особенно велика цена ошибки или преступ¬ления, особенно страшными и разруши¬тельными могут быть последствия греха и нравственного разлада. Церковь мо¬лится за воинство, призывая помощь Божию, Божие водительство для укрепления их нравственных и духовных сил, дабы Божий закон был всегда начертан в их сердцах, дабы они были способны в го¬лосе своей совести слышать голос Бога, любящего Отца всех, уметь видеть стра¬дания слабых и беззащитных людей». Ну и так далее…
    И был тем нашим автором, открывшим четверть века назад рубрику «Страничка проповедника» Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ. Спустя годы, он стал 16-м Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
    Тут ведь что ещё важно отметить. Именно в те времена митрополита Кирилла (в миру Владимир Михайлович Гундяев) назначили Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. А ещё он стал председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, членом Синодальной библейской комиссии. И вообще он слыл правой рукой тогдашнего патриарха Алексия П. Почему и избран был на патриарший престол. То есть, всем должна быть понятной невообразимая для нас грешных занятость этого епископа. Однако ж он нашёл время, чтобы выполнить просьбу редактора никому неизвестного военного ежемесячника. (Возможно, сказалось то, что Кирилл — единственный в мире патриарх-лётчик и потенциальный космонавт. В декабре 2010 года он заявил на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звёздном городке о своем желании полететь в космос. По словам главы Роскосмоса Перминова, в прошлом Патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа).
    «Нам не дано предугадать,/ Как слово наше отзовется,-/ И нам сочувствие дается,/ Как нам дается благодать...». Пришли на ум эти строки Тютчева ещё и потому, что Его Святейшество вряд ли вспомнит тот давнишний свой «военкоровский» эпизод, хотя, говорят, памятью он обладает совершенно неординарной. И даже теоретически нельзя себе представить, в чьи души военных людей (и во сколько?) упали его мудрые слова. Во всяком случае, мы, редакционные сотрудник бывшего журнала «Вестник противовоздушной обороны» всегда их помним.
    Михаил Захарчук, полковник в отставке.
  • alt

    Владимир 17.10.2016 12:48:05

    Блестящая, фундаментальная заметка! Так широко, в наши дни, ещё никто не смотрел на современную Россию и Русскую Православную Церковь. Поклон Вам, Виталий Товиевич!
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть