Апология патриарха

Виталий ТРЕТЬЯКОВ, журналист

29.01.2014

Пять лет назад, 1 февраля 2009 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встал во главе Русской православной церкви.

Я написал тогда, что это важнейшее событие в современной церковной истории, что, на мой взгляд, еще будучи митрополитом, Кирилл уже состоялся как деятель мирового масштаба, а, вступив на престол РПЦ, он вошел еще и в число тех, кого у нас принято называть политическими тяжеловесами.

Между прочим, за ту статью мне попытались сделать выволочку с очень высокого этажа власти. Свидетельством чему — пространный текст с «разоблачением» моих утверждений, опубликованный в одной из самых тиражных газет страны. Этот текст я подшил в свое досье. И за пять прошедших лет ни разу не усомнился в правильности своих тогдашних оценок. Более того, утвердился в них.

При этом отмечу (в данном случае это важно), что я человек неверующий. Однако считаю себя сознательным гражданином не только собственно России, но и Русской православной цивилизации, бесспорно, существующей и, бесспорно, являющейся основой русской (российской) государственности. В этом смысле для меня сегодня равновелики Владимир Путин как глава российского государства и патриарх Кирилл как лидер Русской православной цивилизации. Я пытаюсь поддерживать их в их разумных деяниях на благо России и критикую за то, что считаю слабостями или ошибками.

Русская Православная церковь есть один из главных государствообразующих институтов России как страны, русских как нации и России как государства. Более того, Русская Православная церковь шире (а временами, в том числе и нынешними, гораздо шире) государства. Она сохраняет то, что я называю Большой Россией, а патриарх Кирилл — исторической Россией. Кстати, именно поэтому РПЦ обязана иметь свою дипломатию.

История Русской Православной церкви с момента Крещения Руси есть и история России, и история русского народа — даже и в атеистические времена. Выньте одно из другого — не останется ни того, ни другого.

Что есть русская культура (включая классику ХIХ и ХХ веков), изыми из нее христианство в его православной ипостаси? Набор более или менее оригинально исполненных бродячих сюжетов. Но наша высокая культура есть насквозь христианская культура. Даже при том, что мало кто из русских писателей не прошелся по попу своим язвительным пером. Да и высшие образцы русского искусства советского периода — насквозь христианские, причем преимущественно православные. Вынь из русского искусства (в том числе и в богоборческих его проявлениях) православие — исчезнет и его мировое величие, и его национальная оригинальность.

Кто сегодня, в период упадка русской культуры и вопиющей порчи русского языка, этот язык сохраняет, оберегает? Наша классическая литература. Некоторые подвижники в средней школе. Отдельные университеты. И Русская православная церковь.

Наконец, кто сегодня в России, где нет ни одного общенационального морального авторитета, как нет и единой морали, хранит и оберегает плодоносный для нашей вымирающей страны институт семьи, традицию воздаяния за справедливость, пусть и в иной жизни?

Русская православная церковь — ответ на все эти вопросы. Во главе с патриархом Кириллом. Называйте его хоть религиозным деятелем, хоть духовным лидером, хоть политиком, хоть эффективным менеджером.

Мог ли кто-то лучше него справиться с этой ролью? Не исключено, но я таковых не знаю. Из тех, кого история, судьба, воля Бога, да если даже и интрига, вынесли на вершины светской и политической власти, всего двух-трех человек мы можем поставить рядом с ним. Даже в таком в общем-то незамысловатом деле, как умение ясно и красиво, не путаясь в словах и понятиях, громко и принародно — на миру, а не в кулуарах и не на тайных кабинетных вечерях, сказать о главном, что волнует сегодняшнюю Россию и особенно русский народ.

Мне хорошо известны все претензии к патриарху Кириллу. Коснусь двух. Говорят, патриарх — ловкий аппаратчик. Но грош цена тому русскому политику (а патриарх Московский и всея Руси всегда был и будет политиком, как и папа римский, как и все другие князья Церкви и на Западе, и на Востоке), который в аппаратном государстве не был бы изощренным аппаратчиком.

И второе: дескать, не являют собой пример безгреховности ни сам патриарх, ни подчиненные ему кадры. Но если даже это так — проведу не слишком рискованную параллель — и многие русские военачальники были не без грехов, в том числе и военных. Да только уберите русскую армию (еще один государствообразующий наш институт) из истории России — не будет России.

У нас есть другая, абсолютно или хотя бы относительно безгрешная институция, хранительница морали и здоровых традиций? Где она? Каково ее название? Не можете сказать? Не создали? Не учредили? Тогда не трогайте Русскую православную церковь, которую укрепил патриарх Кирилл — лидер Русского православия в ХХI веке. Ему, может быть, почти в одиночестве предстоит спасать и христианскую Европу от ее падения с вершины мировой цивилизации.