18-е брюмера Франсуа Олланда

Вадим БОНДАРЬ, обозреватель

17.12.2013

На днях французский президент Франсуа Олланд устами своего министра иностранных дел заявил, что не приедет на церемонию открытия Олимпиады-2014 в Сочи. 

Не он первый. Ранее о своем отказе сообщили президент ФРГ Йоахим Гаук, вице-президент Европейской комиссии Вивиан Рединг. К массовому бойкоту Игр призывал спортсменов США американский сенатор Линдси Грэм. Желающие побойкотировать есть даже в Грузии. 

Чем же им всем не угодила наша Олимпиада? Как у Толстого несчастные семьи, так и отказники — каждый несчастлив по-своему. Грузины протестуют против возникшего в результате развязанной ими войны статус-кво в Абхазии и Южной Осетии. Требуют «деоккупации». Европейские толеранты недовольны тем, что в России, мягко говоря, без должного почтения относятся к геям и лесбиянкам. Грэм пытался замутить бойкот в связи с тем, что Россия не выдает США беглого сотрудника спецслужб Эдварда Сноудена. Чем недовольны французы пока не очень понятно, поскольку ни официальных заявлений, ни каких-либо вбросов нет. Наверное, тоже что-то из области то ли БДСМ, то ли ЛГБТ. 

Отказников — раз-два и обчелся, тем не менее зарубежные СМИ с восторгом трубят о том, что «ряды бойкотирующих Олимпиаду растут». Хотя «ряды» эти пока по численности больше напоминают компанию из известной детской песенки «Четыре таракана и сверчок».

Общая направленность этого протеста не нова. Наши западные, как сейчас принято говорить, партнеры, используют любой повод, чтобы оказать давление на Россию. Бойкот Олимпиады — один из них. Мол, смотрите, как там все плохо! Они не такие, как мы, и не хотят такими становиться. Даже не пытаются. Не слушаются нас. Не поедем к ним за это. 

Ну что здесь скажешь? Выглядит это по-детски, смешно. А политика — вещь серьезная. И подобными демаршами не делается. По этой причине такие тяжеловесы, как президент США Обама, канцлер ФРГ Меркель, премьер-министр Великобритании Кэмерон и другие бойкот публично не поддержали. Как писал классик — «другим наука».

Открывая свой памфлет «18 брюмера Луи Бонапарта», Карл Маркс писал: «Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». 

Как ни относись к Марксу, а тут он прав. Это действительно так. Вспомним бойкот московской Олимпиады-80 со стороны США и ряда других государств. Для многих спортсменов, которые не смогли из-за своих политиков выступить на ярчайшем спортивном форуме четырехлетия, для тех, кто мог поехать, но не поехал, это стало реальной трагедией. Сегодняшняя же попытка учудить нечто подобное выливается в неприкрытый фарс. 

Во всей этой ситуации трудно удержаться от вопроса: а судьи кто? А судьи — вот они. Никак не изменились за те годы, что изменились мы. Соединенные Штаты, чей сенатор устроил шумные прения по вопросу нового бойкота, в 1980 году таким же образом протестовали против ввода советских войск в Афганистан. Спустя три года эти «миролюбцы» совершили агрессию против Гренады — было свергнуто прокоммунистическое правительство страны. Еще через шесть лет под предлогом восстановления демократии янки вошли в Панаму. Список можно продолжать вплоть до сегодняшнего дня. 

Дурной пример заразителен. О бесчеловечном массированном артобстреле грузинскими вооруженными силами ничего не подозревавшего мирного Цхинвала и прилегающих районов в 2008 году говорить не будем. Одни картинки оттуда чего стоят. Интенсивной работы систем залпового огня по густонаселенным городским кварталам не позволяли себе даже американцы. Однако и грузины бойкотируют. 

О мадам Рединг тоже следует сказать несколько слов. Помимо того, что она является вице-президентом Еврокомиссии, она еще и комиссар Европейского союза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству. Так вот. В начале нынешнего года в сердце ЕС, Страсбурге, городе, где находится штаб-квартира Европарламента и Совета Европы, французские полицейские резиновой пулей выбили глаз 24-летнему рабочему металлургического концерна из Бельгии, который участвовал в мирной акции протеста. Металлурги прибыли во Францию, чтобы выразить недовольство властям ЕС по поводу решения концерна закрыть часть производственных мощностей в Европе, и проводили акцию у здания Европарламента. Несмотря на цивилизованный характер акции, силы правопорядка применили для их разгона дубинки, слезоточивый газ и резиновые пули. Но никакой реакции борцов за права человека, например, той же мадам Рединг на это не последовало. А вот сексуальные меньшинства, которых в России никто не преследует, это да, это вам не глаз металлурга. Ради этого стоит бойкотировать Олимпиаду, словно бы она имела какое-то отношение к проблеме геев-лесбиянок. Зато каков пиар! 

Втаптывание нашей страны в грязь и демонстрация ей по всякому поводу и без повода своего высокомерно-великодержавного «фи» — давняя и хорошо отрежиссированная традиция. Россия во все времена и при всякой власти должна восприниматься мировым сообществом как недоразвитая окраина, по строптивости и недомыслию не желающая становиться провинцией высокоразвитого Запада, этакая дикая и преступная периферия цивилизации. Поэтому как в нынешних, так и в будущих бойкотно-икотных заявлениях ничего нового нет и не будет. 

Объекты в Сочи тем временем тестируются. На многих уже проходят соревнования. Спортсмены и национальные федерации заканчивают последние тренировки. Готовятся российские компетентные органы, армия (заявления лидера самопровозглашенного «Имарата Кавказ» Доку Умарова о намерении осуществить атаки в период проведения Игр надо воспринимать со всей серьезностью) и волонтеры. Мы же считаем дни и ждем праздника силы, мужества и красоты.