«Снег в башка попадет...»

Николай ФИГУРОВСКИЙ, политолог

08.02.2018

Москвичам на днях снег в голову ударил. Продолжавшаяся несколько суток стихия не только побила вековые синоптические рекорды, но и пробудила у отдельных горожан странные желания.

Вице-мэр Петр Бирюков пожаловался в эфире на то, что люди, недовольные шумом во время ночной уборки снега, забрасывали дворников яйцами, а некоторые даже пытались расстреливать специальную технику из травматического оружия. Мол, тише нужно быть.

Удивительное рядом: с одной стороны, соцсети забиты десятками тысяч фотографий заснеженных улиц и дворов, и едва ли не каждый второй пост — жесткая, на грани фола, критика в адрес коммунальщиков, медленно убирающих снег из дворов. Прогрессивные граждане подвергают сомнению сводки новостей о количестве задействованной техники и рабочих. Моментально распространяются легенды о том, что дворники не расчищают улицы специально, чтобы вымогать плату с автовладельцев за раскопку их машин.

При этом никому не приходит в голову подсчитать, а сколько людей нужно, чтобы убрать выпавшие за два дня полторы месячные нормы, и подумать о том, куда потом это увозить и с какой скоростью. Сейчас ведь не 50-е годы, когда грузовики спокойно сваливали все на лед Москвы-реки. Сегодня это вызвало бы экологическую катастрофу, поэтому пропитанный выхлопными газами и реагентами снег нужно отправлять на плавильные пункты, ресурс которых рассчитан на среднее количество выпадающих за московскую зиму осадков. Кстати, о реагентах: общественное мнение требует от них избавиться — и делает это с тем же напором, с каким в конце 80-х пробужденное демократическое сознание требовало запретить дворникам использовать соль, разъедающую обувь. Но если то нельзя, а другое вредно, единственный способ убрать снег — вывезти. Кажется, логично. Но тут появляются автомобилисты, которые крайне недовольны тем, что бесконечные колонны посреди рабочего дня забивают и без того сузившиеся из-за непогоды столичные улицы, вызывая дополнительные пробки. Простейший вариант — вывозить снег ночью. Но те же жители, которые требуют в одночасье избавить их от сугробов, открывают огонь по мини-тракторам и дворникам.

Конечно, хорошо бы взять волшебную палочку и взмахнуть рукой — глядишь, и чисто, красиво, бабочки порхают. Но столичные власти — не Гарри Поттер, так уж вышло.

Поневоле задумаешься, кто все эти люди, швыряющие в рабочих в оранжевых спецовках яйца и мусор и проклинающие... Нет, не небесную канцелярию, а всегда и во всем виноватого мэра. Коллективный портрет возмущенных понятен, далеко ходить не нужно. Вот, например, здоровенные жлобы избивают фельдшера скорой, якобы подрезавшей их на дороге. А вот громадный джип «Инфинити» не дает пожарным проехать во двор дома, где горит квартира с людьми: мужчина за рулем спокойно объясняет — у него, как у выезжающего из двора, есть право преимущественного проезда, и задом сдавать он считает ниже своего достоинства. Про то, чтобы пропустить техпомощь и «аварийку», даже говорить не приходится.

Можно сказать, что современный город, особенно зимой, — место не самое благоприятное для психического здоровья. Мало света, много суеты — все понятно. Но дело не только в этом.

Люди постарше помнят, как после снегопадов жильцы дружно выходили чистить собственные дворы. Тогда это еще не называлось «флешмобом» и было в порядке вещей. А сейчас — желаем, чтобы снег убрали, но мгновенно и бесшумно. А если не получится так, как хотим, будем ругать Собянина! Эпидемия бессмысленного и беспощадного потребительского эгоизма косит жителей Москвы, веками славившейся радушием. Впрочем, хамство и наглость, культивируемые на многих телеканалах, увлекают молодежь и людей чуть постарше в самых разных уголках России. Если с экрана годами говорить о том, что любую проблему нужно решать криком, стоит ли удивляться тому, что орущих вокруг становится все больше?

В соседней очень демократической и европейской стране для таких персонажей есть специальное название — рагули: недалекие люди, отличающиеся безапелляционностью, воинственным пренебрежением интересами окружающих, стремлением задавить слабого ради удовлетворения собственных сиюминутных потребностей. Уважение к чужому труду им несвойственно. Сами украинские СМИ с горечью констатируют, что в стране рагули стали движущей силой переворота и опорой власти. Их российские собратья пока удовлетворяются тем, что издеваются над безответными дворниками, бьют спасателей, стреляют по стеклам скорых. Может быть, пора их остановить? А то мало ли что они могут, если почувствуют безнаказанность.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции