02.11.2017
Как отличить либерала от консерватора в наши сложные времена постправды, постжурналистики и пост- всего остального? Легко. Обычный человек, внимательный зритель западных фильмов и сериалов вроде «Обители зла», «Штамма», «Ходячих мертвецов» пребывает в уверенности, что биологическое оружие возможно, разрабатывающие его лаборатории существуют, и если исследователи что-то напортачат и потеряют контроль, то добром дело не кончится.
Поэтому когда в дискуссии с правозащитниками Владимир Путин указал на то, что зарубежные инстанции собирают по всей России биоматериалы («Вот вопрос: вот это зачем делают? Делают целенаправленно и профессионально»), мало кто удивился. Понятно, что они это делают. Вероятно, и мы не совсем лыком шиты. Нужно быть осторожнее, но в целом надеемся, что государство нас защитит.
Не то представители нового мутировавшего вида «человек рукопожатный». Они отличаются тем, что свято уверены: никакого биологического, тем паче генетического, оружия не может быть по определению, все это президент придумал, чтобы посеять среди избирателей антиамериканский психоз и паранойю, завернуть гайки и задавить свободный обмен биологическими жидкостями со священной заграницей.
Думаю, все помнят, сколько та же общественность потешалась над «шпионским камнем», использовавшимся английской разведкой для передачи информации. Этот камень стал в известных кругах буквально синонимом «фейковых новостей» и «топорной пропаганды». До тех пор пока... в 2012 году британский чиновник не признал, что все было так, как рассказал Аркадий Мамонтов. Напомним, что за шельмование и ложь перед журналистом никто не удосужился извиниться.
Так же будет и на этот раз. Важно отметить, что представители разных человеческих групп могут достаточно сильно различаться на генетическом уровне, поэтому одно и то же воздействие вредно для одних и безопасно для других. Генетическую предопределенность имеет, скажем, такой феномен, как гиполактазия, непереносимость молока во взрослом возрасте, варьирующаяся от почти стопроцентной у американских индейцев, китайцев, эскимосов до почти нулевой у голландцев, шведов, датчан (у восточных славян в среднем 17 процентов). Переносимость к лактозе у взрослых кодируется специальным геном, распространенным первоначально преимущественно у индоевропейцев. И в признании этого факта нет никакого расизма. Просто одни могут пить молоко, другие нет.
Смерть выбирает свои жертвы по биологическим и генетическим параметрам. Самым показательным примером стала чума. В 1346 году войска хана Золотой Орды Джанибека осадили генуэзскую Каффу (теперешнюю Феодосию). В ордынской армии началась эпидемия, и тогда Джанибек велел забрасывать трупы с помощью катапульт на территорию крепости. Генуэзские корабли понесли чуму в Европу. За следующее десятилетие от «черной смерти» вымерли десятки миллионов человек. Сотни Хиросим.
Чума катастрофически изменила историю Старого Света и всего человечества, по сути, убив средневековую цивилизацию. При этом «черная смерть» забирала, прежде всего, людей с группой крови O (I), в то время как, скажем, обладатели группы А (II) оказались ею не затронуты. Антигены возбудителей болезни были слишком похожи на антигены группы O, и организм просто не распознавал чуму как врага, не вырабатывал антител и не мог эффективно ей сопротивляться.
Была и трагедия американских индейцев: множество коренных жителей Нового Света вымерло из-за отсутствия иммунитета к принесенным европейцами болезням. Иногда колонисты специально подбрасывали аборигенам одеяла с оспой, чтобы заразить их, но чаще всего хватало простого контакта, и хворь отправлялась в путь сама. Здесь ситуация с группами крови повторилась с точностью до наоборот, — выжили только представители группы O (I), организм которых мог сопротивляться оспе.
Великолепная книга Уильяма Макнила «Эпидемии и народы» рассказывает немало интересного о том, как болезни воздействовали на ход исторического процесса.
Человечество всегда проявляло чудеса изобретательности в двух аспектах — сохранении и продлении жизни и увеличении смертоносности вооружений. За последние десятилетия биологи и генетики сделали достаточно открытий и обещают нам еще более масштабные достижения — выращивание органов, киберпротезы, редактирование хромосом и лечение на генетическом уровне. Глупо ожидать, что демон войны не ответит на этот прорыв постановкой технологий себе на службу. Использование генетических особенностей как «дыр» для разрушающего воздействия вполне возможно, это доказала история. А значит, рано или поздно кто-то сделает из этого оружие. И, вполне вероятно, оно будет направлено против нас.
Когда это случится, придется спасать и сегодняшних истеричек, бегающих по потолку с криками «Путин все врет». Или, может быть, оставим их разок наедине со своими ошибками?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции