Мечтать без страха и упрека

Андрей РУДАЛЕВ, публицист

05.10.2017

«Думаете, мы будем ездить только на телеге, что ли? Мы уже на телеге не ездим. Или на танках?» — риторический вопрос Владимира Путина на пленарном заседании Российской энергетической недели стоит воспринять всерьез. Конечно, если понадобится танк, мы знаем, где его взять, но сегодня Россия обращена в будущее.

Вспомним, что прошло всего двенадцать лет после окончания Великой Отечественной, а герой Николая Рыбникова Пасечник в фильме «Высота» воскликнул: «Мы еще такое построим, что с Марса будут смотреть и удивляться!» В тот год был запущен первый искусственный спутник — эту дату весь мир как раз отмечает в октябре.

Невероятное возможно только через высокие устремления. Казалось бы, 50-е: еще совсем недавно страна лежала в руинах, но людям уже было дело до космоса. Зачем он вообще им был нужен, ведь спутник на хлеб не намажешь?.. А между тем весь мир принял советскую повестку и заговорил ее словами. Чудо реально через отстранение от обыденного. Выстояв в войне и победив, восстанавливая страну, люди мечтали отправиться на Марс. Для них не было ничего невозможного.

Сейчас мы медленно выползаем из трясины прагматики, в которой страна пребывала, пока жила разговорами о вожделенной перестроечной колбасе и импортной одежде. Нельзя вечно оставаться в аутсайдерской логике малых дел — гигантская страна становится все более неконкурентоспособной, а человек превращается в неодушевленное нечто, в идеального потребителя, которого учат не думать ни о чем, что не затрагивает его благосостояния и не может быть конвертировано в деньги.

Летом на встрече с учащимися детского центра «Сириус» Владимир Путин отметил важность умения мечтать — «это всегда какой-то огонек, какой-то знак того, что надо двигаться и идти вперед». Сейчас президент часто обращается к молодому поколению, говорит о будущем, а ведь еще совсем недавно оно представлялось пугающей черной дырой.

Объяснять все это элементарной попыткой «завоевания молодежного электората» довольно пошло. Здесь другая стратегия. Президент уже делал ставку на Пасечников — работников «Уралвагонзавода». Теперь обращается к новому поколению — чтобы попытаться наметить образ завтрашнего дня для страны.

Говоря о мечте, Путин указал на конец диктата прагматики. Именно через это может открыться будущее, ведь оно является антиподом быта. Сейчас жизненно необходимо переформатировать общую логику, вернуть надежду на чудо. В столетнюю годовщину 1917-го это особенно важно. Хотим мы этого или нет, но президент сейчас — это наша «энциклопедия русской жизни». И он — не только об истории, он — о будущем, которое опирается на опыт страны.

Путин не случайно несколько раз прямо сказал о том, что развал великой страны был трагедией. Это не заживший до конца рубец девяностых, когда людей ломали через колено, тех самых Пасечников лишали работы, зарплаты, чувства собственного достоинства, перспектив. Затем были переходные нулевые с манифестом консерватизма. И теперь — десятые годы, итогом которых как раз и должен стать образ нашего будущего.

Необходимо понимать, что Россия консервативна. Но стоит помнить, что в стране медленно накапливаются революционные силы, которые готовы взорваться в любой момент. Чтобы этого не произошло, будущее должно быть открытым — пусть энергия найдет выход в переменах.

Мечты хороши тогда, когда они основательны и амбициозны. Президент говорит о перспективах искусственного интеллекта, о звездах, а в школы возвращается астрономия. В начале учебного года он предлагает школьникам написать сочинение на тему «Россия, устремленная в будущее». Страна мобилизуется на завтра, говорит: «Время — вперед!» Перед нами — вызов футуризма. Рассуждающий о будущем Путин — русский космист. Речь здесь не только о большом космосе, но и о микрокосме — человеке.

В Ярославле в День знаний Владимир Путин заявил о том, что двигателем развития страны всегда был «внутренний ядерный реактор нашего народа». Он работает на синтезе консервативного и революционного, классики и авангарда. Президент понимает, что именно народ с его «ядерным реактором» и является единственным и самым надежным оплотом и союзником государства. Поэтому если говорить о проектировании образа грядущего, то в России это должно быть будущее социальной справедливости и солидарности, больших задач.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции