«Матильдино» побоище

27.07.2017

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, депутат Государственной думы

Коллеги по Госдуме ознаменовали начало парламентских каникул призывом запретить фильм «Матильда». Тот случай, когда высказаться необходимо. Упаси Бог, молчание примут за знак согласия. Тем более что, по слухам, среди 37 депутатов, подписавших запрос в Минкульт РФ, МВД РФ и Генпрокуратуру, значительная часть — из фракции единороссов.

Конфликт вокруг «Матильды» давно вышел за пределы культурного пространства. Строго говоря, он никогда и не пребывал в этих пределах. Родной цех поддержал режиссера Алексея Учителя практически единогласно. Корпоративная солидарность чрезвычайно развита в творческих кругах. У творцов большая взаимовыручка. Основанная, прежде всего, на инстинкте самосохранения: сегодня транклюкируют его, завтра меня, не надо допускать прецедента. Это не хорошо и не плохо, такова природа единодушия.

Конфликт вокруг «Матильды» нельзя также считать вопросом сугубо церковным. Во-первых, благодаря взвешенной официальной позиции Русской православной церкви, глава которой понимает: бессмысленно пытаться вылепить из государственного деятеля недавнего прошлого (что такое сто лет по меркам истории — вчера) фигуру неприкосновенную, закрытую для светских трактовок. Если бы такие вещи когда-нибудь кому-нибудь удавались, жизнь была бы чересчур проста.

Абсолютное большинство россиян воспринимают Николая Александровича Романова и его супругу как реальных политических персонажей, связанных с переломом в судьбе страны и ставших не только жертвами, но во многом, увы, причиной грандиозных потрясений. Ни одному, даже наиболее правоконсервативному, историку не удалось убедительно доказать обратное.

Политиков «канонизируют» за дела мирские, оценивают в прагматической системе координат — чтобы тебя почитали, надо быть победителем при жизни. Земное в отношении к последнему русскому императору пока существенно превалирует над небесным. И по поводу этого земного слишком много вопросов. Возможно, точка зрения общества будет меняться, но тут как раз требуется открытость, а не благоговейный ступор.

Вдобавок надо учитывать тот факт, что русофобия Запада (и настоящего, и Запада для бедных — Польша, страны Прибалтики, — и домашних грантоедов, подъедающихся на забугорном пайке) насквозь пропитана антисоветчиной. Для нас сегодня оберегать русское — значит, в первую очередь, отстаивать советское. А не ту часть России, которая после трагического раскола — пусть не по собственной воле — отдрейфовала к западным берегам и стала там своей. Потомки белых, осколки Романовых, периодически гастролирующие на нашей территории, не привозят сюда никаких уникальных смыслов. И это тоже фактор общественного равнодушия.

Наконец, сколько помнится, православные не объединялись для организованной борьбы ни с «Викингом», где будущий равноапостольный князь Владимир убивает, грабит, насилует, и все это — в непросыхающей грязи, ни с «Левиафаном», где Церковь оскорбили явно и преднамеренно. Значит, речь идет не о поруганной вере вообще, но о поклонении конкретному образу. Скорее человеческому, нежели духовному. Это опять-таки не хорошо и не плохо — просто констатация.

Конфликт вокруг «Матильды» перерос в очередной гражданский раздрай, вот что дурно. В него втянуты люди, находящиеся в разной степени удаления от культуры, истории, религии. Им непонятно, отчего роман цесаревича с балериной так заводит Государственную думу, зато к требованиям «запретить», «не допустить» и «ограничить» сноски не нужны — взрыв ярости мгновенный.

Парадокс: социологические опросы год от года демонстрируют все большую лояльность россиян к цензуре in toto. Однако пробы подвергнуть цензурированию то или иное крамольное произведение неизменно встречаются в штыки. У меня два варианта разгадки. Либо предмет каждый раз выбирается неудачно и на фоне, скажем, телеэкрана кажется детской забавой. Либо народ понимает, что эффективная цензура — это не когда со скандалом запрещают без пяти минут готовое, а когда заблаговременно и тихо корректируют планы. Ну хотя бы претендующие на бюджетное финансирование.

Подписи против выхода «Матильды» заняли, по сообщениям СМИ, 13 коробок. Уверена, если Учитель объявит сбор автографов за небывало широкий прокат, он доставит в Минкульт, МВД и Генпрокуратуру 26 коробок. Или 39. Однако ни то, ни другое не имеет значения. Культура коробками не регулируется. Она регулируется хорошим вкусом и живым интересом к делу.

Культурный бог — всегда в деталях. Есть подмостки, где фаллос Нуреева уместен, но это, безусловно, не сцена Большого театра. На одном отрезке времени связь престолонаследника с танцовщицей любопытна, не более, на другом — например, в 2017–2018 годах, в вековые даты революции и расстрела царской семьи, — без болезненных реакций не обойтись. Такие риски легко просчитать загодя. Вы вправе ими пренебречь, однако сюрпризом для художника и властей они точно становиться не должны.

Попутно в соцсетях изливается столько желчи в адрес главного героя (не Учителя — самодержца), что его искренне жаль. Прав был Шопенгауэр: «Веру, как любовь, нельзя вызвать насильно. Поэтому вводить ее или стараться утвердить государственными мероприятиями — дело рискованное, ибо как попытка принудить к любви вызывает ненависть, так попытка принудить к вере вызывает неверие».

В «Матильдином» побоище уже проиграли все. Алексей Учитель контужен происходящим, и гарантированная касса вряд ли способна его утешить. Поборники памяти святого царственного страстотерпца порождают недоумение своими большевистскими — в печальном смысле слова — методами. Все стороны противостояния произнесли больше, чем нужно, и гораздо эмоциональнее, чем следовало. Главное: отечественная культура снова выступает в роли провокатора. Куда ни кинь, сплошной ущерб.

Параллельно развивается менее громкий, но столь же тягостный конфликт вокруг памятника то ли Примирения, то ли Единения в Севастополе. Сама идея примирить, а тем паче объединить красных и белых в современном российском обществе непопулярна. Внедрять ее силой — значит, приумножать раздор. Если опрокинуть этот сюжет в прошлое, на мой скромный взгляд, уместен лишь монумент Национальной скорби — по всем сгинувшим в кровавой междоусобице. А вот эмблема общего будущего, одного на всех, была бы очень кстати. Можно, конечно, в виде скульптурной композиции. Но идеально — в форме перспективных, масштабных, амбициозных проектов. Чтобы отвлеклись горячие головы. Чтобы не оставалось ни сил, ни времени на стычки из-за Рюриковичей, Романовых, Ленина, Сталина... Новое дело — великий лекарь застарелых ран. Так примиримся.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (10)

  • alt

    Юрий Кусакин 27.07.2017 10:49:07

    Можно поискать решение публично, но для этого нужны (ли?) места для дикуссий с нормальными, не заменяемыми комментариями. А для этого, как в истории с молочницей: чтобы корова дала молоко ... не отнимать сено у молочницы. То бишь не кидаться другим депутатам некими замечаниями в адрес редакции газеты Культура (которая выдержала много комментариев). Иначе, всё не для пользы дела (и повышения авторитета Российских государей), а как все со всеми пробежимся в одну сторону, сплющим одного режиссёра. Создать-то, подклеить 2-3 серии (убрать 2-3 сцены) никто и не решиться. Кругом пиар - останемся с телотрясными аллегориями от твёрдой, дубовой либеральной прослойки (так уж вызрело за 25 лет кормления) культурной элиты, украшенной несколькими академическими авторитетами. Эта средневозрастная масса и задвигает агитаторов за бесконечное повторение сносов всего "не того" и в кресла на ТВ Культура, и в учебники детям и всемирные диктанты взрослым. Скучно смотреть ваши "полемики" из бесполезного обкатывания тех же самых "круглых" понятий и фразочек. Так сложно кому-то, кроме Басовской (великого профессора) сопоставить исторические события (её после рассказа, о создании мифов для политики, мало приглашают) - слишком полезная для России тема? И для укрепления государства и для утверждения отношения к своей Родине, не хуже прочих.
  • alt

    Нина 29.07.2017 17:37:29

    Уважаемая Елена Александровна!
    Второй раз прочитала Вашу статью. Грустно очень. В чем тут дело? Людей с Вашей уравновешенной позицией совсем нет? Или же депутаты все новые, мягко говоря, неискушенные, и спешат отметиться? Не знаю.
    Гле главное зло? Думаю, телевидение. Оно ведь - сплошная невзоровщина. Помните, сюжет с бабушкой, убитой в общественном туалете. А сейчас что - лучше?!. Как мы все не любили Сорокину, этого озеленителя. Она же от Невзорова пришла. А вот теперь Скабеева ее заменила. Может, убрать всех этих людей, что мужали на показах терактов онлайн. Они еще не старые, но уже не перестроятся, им экстрим подавай. Уже пускаются в воспоминания про коллег в зинданах.
    Вспомните, в начале 2-тысячных не было криминальных новостей на ТВ. Помню, как в отделении милиции при мне сотрудник включал отдельный канал.
    Сейчас стало еще хуже. Еще не вымерло поколение, которое привыкло к ящику, надо его скорей добить? Давайте посчитаем, сколько времени на 1 и 2 канале занимают ток-шоу политические и такие, где вытаскивают грязное белье? Во что превратился ТВЦ? Откуда они выкапывают этих создателей бульварщины, с голосами дикторов - противными, как на НТВ? Это общий канал, а у них истории для кабельных каналов.
    Смотрим СПАС и ОТР, - но не общественные передачи.
    На отдыхе в гостевом доме Суздаля познакомились с "Триколором". Поняли. нет ничего. Сдохло телевидение и добивает себя собственными руками.
    Прошу прощения у предыдущего оратора, но я бы поспорила насчет Басовской. Все ее выступления на ТВ никак не выдают великого профессора, а показывают человека, который подстроился под невежественных юношей и девушек, и твердит какие-то простые вещи. Странно для профессора еще не очень удачно увешиваться большим количеством ювелирки на этих показах.
    Допускаю, что могли не приглашать из-за каких-то слов. А может, просто надоела?
  • alt

    Антон Алексеев 01.08.2017 14:14:39

    "Матильда" - очень смелое кино, на мой взгляд. Рассказывать про историю тайной связи Николая Второго с балериной отважится далеко не каждый. А Учитель смог. За это уважаю. И кто бы что ни говорил, фильм не про житие святого, а про жившего когда-то человека, пусть и императора, но он же тоже живой, со своими страстями и желаниями. Не судите раньше времени. Уверен, что Учитель достойно преподнес фигуру Николая Второго!
  • alt

    Георгий 03.08.2017 18:40:55

    Не без некоторого изумления я узнал, что и фильм об Эдуарде Стрельцове тоже снимают люди из семейства Учителей. И потому с большой тревогой ожидаю выхода фильма о футболисте. Представляю - сцены какой тематики будут превалировать над спортивной составляющей!
  • alt

    Алексей 19.09.2017 09:08:51

    Уважаемый Георгий! Не понял что Вы имеете в виду, говоря о том, что фильм об Эдуарде Стрельцове тоже снимают люди из семейства Учителей? Гапанюк и Цофин - его родственники? Прошу Вас: не тревожьтесь раньше времени и не пугайте будущих зрителей! Как (и почему) Вы уже можете представлять сцены какой тематики (а какой, по Вашему мнению?) будут превалировать над спортивной составляющей? Давайте все вместе дождемся выхода на экраны фильма о нашем великом футболисте.
  • alt

    о.Николай 11.08.2017 14:13:59

    Я священник Русской Православной Церкви из Челябинска. У меня вопрос. И вот почему. Во-первых, создатель фильма Учитель снял фильм о человеке, который причислен к лику святых Русской Православной Церковью, а потому спросите у него, обращался ли он к Святейшему Патриарху за благословением (за разрешением) снять фильм о человеке, который причислен к лику Святых? Учитель использовал образ и тему, принадлежащие РПЦ и никто не имеет права использовать их в своих целях без разрешения самой Церкви.

    Во-вторых, согласовал ли Учитель сценарий с Советом по культуре при Патриархе и получил ли он разрешение (благословение) на использование этого сценария для нужд своих? Кто дал ему право вторгаться в жизнь Церкви и делать с образами Святых по своим прихотям?!

    В-третьих. Николай II действительно был простым грешным, как и все смертные люди. Такой грешницей была и прп. Мария Египетская, и Мария Магдалина, и таких было тысячи и тысячи за все две тысячи лет. Но все они принесли покаяние за свои грехи и исправили себя, потому-то Господь Бог их и прославил.
    Прославил Он и Царя нашего, каким бы он ни был грешником в прошлом. Этот человек попросил прощения у Бога и кровью своей искупил все свои грехи перед Богом. И Бог простил его. Доказательством того, что Бог простил Николая II служит то, что мироточат его иконы. Господь Бог никогда не заставит "плакать" образы тех людей, которые не причислены к святым Им Самим. И теперь, кто дал право указывать на прошлые грехи, какими бы они ни были тяжёлыми, человека, который попросил прощения у Самого Бога. Это низко и пошло выставлять наружу проступки человека. который попросил прощение за них и искупил их кровью. Спросите у Учителя, где он воспитывался и как он будет чувствовать себя, если его разврат прошлый мы сейчас выставим на всеобщее обозрение? Это нравственная деградация режиссёра Учителя, оскорбление чувств верующих и унижение достоинства Русской Православной Церкви. Человек, принёсший покаяние и искупивший грехи кровью, неподсуден никем, кроме Бога.

    Скажите, куда делась нравственность и мораль человеческая у деятелей культуры?
  • alt

    Олегович 13.08.2017 15:47:27

    Благословите, отче...

    Слава Богу, батюшка... Хоть один честный комментарий, выражающий мнение православных - пропустили... Я так рад! Спасибо Вам, отче, что выразили наше мнение так взвешено, честно и определенно.

    С искренней верой в то, что бесы будут посрамлены - Викулов Александр Олегович, Кубань
  • alt

    Кирилл 28.08.2017 03:57:58

    Настоящие художники создают образы - вымышленный персонаж обретает плоть и кровь, заставляет сопереживать...
    Конъюктурщики берут известную, неоднозначную, вызывающую любопытство фигуру, добавляют скандала, секса, и ... касса гарантирована, "творец" прославлен.
  • alt

    Олегович 28.08.2017 10:02:46

    Зато сколько защитников подобного "творческого парения сокилов духа"... Понятное дело - за счет бюджета.

    2017 год. И НИ ОДНОГО НОРМАЛЬНОГО, ДОБРОГО ФИЛЬМА ОБ ИМПЕРАТОРЕ И ЕГО СЕМЬЕ... НИ ОДНОГО!!!

    Олегович
  • alt

    Ольга 14.10.2017 00:01:13

    Как это нет ? Существует прекрасный фильм "Романовы. Венценосная семья" (режиссер Глеб Панфилов).
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть