Глобус пропили

Михаил БУДАРАГИН, публицист

14.03.2016

Итоги общефедерального диктанта, проведенного Русским географическим обществом, отсылают к знаменитому «Недорослю» Дениса Фонвизина. Помните, как Митрофанушка, измученный учением, был не в силах ответить чиновнику Правдину на вопрос, почему ж науки-то никак не даются? За сына тогда вступилась матушка, и диалог из пьесы, премьера которой состоялась в 1782 году, до сих пор звучит так актуально, что диву даешься.

«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская», — говорит Простакова, объясняя, почему сиятельным пассажирам не нужно разуметь маршрут, когда «случилось куда ехать». Впрочем, это логично. Барчуку-переростку, действительно, отличать Тверь от Тулы было совершенно не обязательно. Зачем ему было знать собственную страну, если он всю жизнь собирался сидеть в имении за юбками — сначала маменьки, потом жены? Лишняя морока.

Наши школьники оказались достойны Митрофанушки. Как говорят организаторы диктанта, половина участников с ним не справилась. Средняя доля верно выполненных заданий по России — 56 процентов, среднее число набранных баллов — 53,8 из 100 возможных. Всего диктант написали более 70 000 человек. «Представляете: каждый второй участник диктанта оказался двоечником», — изумляется пресс-секретарь президента, председатель медиасовета РГО Дмитрий Песков.

«Главное отрицательное влияние оказало введение ЕГЭ как системы, где география стала дисциплиной по выбору. Поэтому достаточно резко сократилось количество сдающих географию в вузы», — объяснил причину вопиющего количества «неудов» первый вице-президент РГО Николай Касимов. С этой точкой зрения нельзя не согласиться, но проблемы она не исчерпывает.

Да, ЕГЭ отбросил географию на задворки среднего образования, спорить здесь не о чем. Если госэкзамена по этому предмету у тебя нет, а натаскивают на другие, поневоле будешь учить кое-как. Такова система: директор отчитывается результатами школы, преподаватели — баллами аттестатов, и трудно винить юношей и девушек за то, что они хотят быть лучшими, пусть и в этом королевстве кривых зеркал.

Но есть проблемы и более существенные. Если ЕГЭ теоретически можно скорректировать (это зависит от Минобрнауки), то что делать с родителями учеников?

Несмотря на декларируемое развитие внутреннего туризма, довольно часто он по-прежнему ограничивается поездкой к бабушке или на дачу. Сами родители по разным причинам не спешат ни на Байкал, ни на Дальний Восток, ни в Архангельск с Астраханью: далеко, дорого, не всегда удобно, нет толковых гостиниц, не развита информационная составляющая. У современного горожанина выбор невелик: Сочи, Крым, Первопрестольная да СПб. Загруженные заботой о хлебе насущном, родители школьников зачастую ленивы и не любопытны. Как будто тоже считают, что извозчик должен довезти их от Калининграда до Владивостока, заодно рассказав о раскинувшейся где-то между этими населенными пунктами величайшей территории под названием Россия. О ней по центральным телеканалам нет-нет да покажут… наводнение, пожары, отставку проворовавшегося губернатора, совещание федеральных властей с местными начальниками, громкое убийство — охотно верю, что после такого не хочется отправляться в путешествие.

Тем более что и сами регионы «себя под Москвой чистят», нередко полагая столичные (а то и мировые) события важнее собственных. Мол, мы не лаптем щи хлебаем, следим за тем, как голливудский режиссер меняет пол, есть ли для родной Рязанщины новости важнее? Выглядит все это до неприличия провинциально.

Москвоцентричность — старый отечественный бич, но если не развивать идеологию внутреннего туризма при нынешнем курсе рубля, то непонятно, когда вообще за него приниматься? В Орле, Нижнем Новгороде и Тамбове есть что посмотреть и москвичам, и жителям соседних регионов. Берясь за географию всерьез, стоит подумать не только о бюджетных авиакомпаниях, но и о субсидировании внутренних перевозок — по железной дороге, автобусами, автомобилями. Для этого важно сделать так, чтобы дороги между областными центрами перестали быть похожими на итоги бомбежек люфтваффе. Рецепты хорошо известны: не нужно класть асфальт в феврале, чтобы менять его в апреле, не стоит воровать все, что плохо лежит, и так далее.

Наконец, есть третья проблема, связанная с теми же школьниками, которые — вернемся к Митрофанушке — совершенно не понимают, зачем им вся эта география. Ума что ли от нее прибавится?

Родители и учителя привыкли жаловаться на то, что дети «не вылезают» из мобильных телефонов, сутками напролет играют или болтают в социальных сетях. В этом есть своя правда. Однако в ворохе министерских «инноваций» и «модернизаций», «нововведений» и «методик», которые лишь множат количество заполняемых в школе никому не нужных бумажек, потерялась довольно простая мысль: если человека не заинтересовать предметом, то Волга у него будет неизбежно впадать в Черное, а не в Каспийское море.

Привить интерес не так сложно, как кажется. Один знакомый учитель рассказывал, как предложил десятиклассникам «раскрутить» группы «ВКонтакте», но сделать это так, чтобы те были интересны жителям российских регионов, отвечали местной специфике и поднимали проблемы городов. Не знаю об успешности проекта с точки зрения «пиара», но географию ленивые школьники изучили вдоль и поперек.

А диктант — дело важное еще и потому, что теперь мы вообще об этом говорим, с удивлением открывая для себя: огромная страна, которую многие по привычке именуют Родиной, остается не пройденной, не изученной и не узнанной.

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции