Папа сказал — ​папа сделал?

14.02.2016

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

«Папа римский? А сколько у него дивизий?» — ​таким риторическим вопросом Сталин указал Ватикану его место в раскладах накануне Второй мировой. Черчилль, рассказавший об этом в мемуарах, подчеркнул: будь он в тот момент рядом с генсеком, ответил бы про легионы, которые нельзя увидеть на параде. И вот, уже скоро заочный спор великих умов разрешится экспериментально — мы сможем узнать, чего стоит дружба понтифика: приносит ли она добрые плоды или же таит опасности да пустые хлопоты.

Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска вызвала множество противоречивых откликов. Кто-то с восторгом говорит о событиях, бывающих раз в тысячелетие. Кто-то, напротив, шумит о «предательстве православия». Последнее особенно несправедливо с учетом решительного разрыва с традициями «экуменизма» былых эпох — предстоятели встречались, скорее, как политические деятели и не пытались договориться о догматах — разность вероучений была подчеркнута ими вполне определенно.

Именно дипломатический аспект был основным. Именно он, когда была опубликована совместная декларация, оказался настоящим триумфом Русской православной церкви. Ватикан открыто поддержал Москву по ключевым тревожным вопросам. Причем не только РПЦ как церковную организацию, но и, в значительной степени, ту политическую линию, которую проводит наше государство.

Да, Ближнему Востоку и всей планете нужен мир, но древние земли, исхоженные ногами пророков и апостолов, сегодня залиты кровью христианских мучеников — счет им, открытый ИГИЛ, идет на тысячи.

«Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа», — говорят предстоятели. И призывают: международное сообщество должно употребить «все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий». В условиях, когда «мировое сообщество» фактически отреклось от святой войны и, напротив, сосредоточилось на борьбе с Россией, защищающей жизни сирийских христиан, это недвусмысленный поклон в нашу сторону.

Так же четко папа и патриарх высказались относительно ситуации на Украине. В основе исторического «кода» здешней русофобии лежит униатство, отступление иерархии от православия и подчинение папизму в Брестской унии 1596 года. Именно греко-католики Галиции сформировали авангард украинского национализма: они составляли ядро бандеровской УПА и захватывали православные храмы, а ныне поддерживают филаретовский раскол, они активно скакали на майдане и служили в карательных силах ВСУ. Агрессия униатов, поощрявшихся покойным папой-поляком Иоанном Павлом II, отравляла отношения между РПЦ и Ватиканом, как ничто другое.

Папа Франциск отмежевался от унии довольно решительно. «Метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».

Общины греко-католиков имеют право на существование, подчеркнули предстоятели, но должны стремиться к миру с соседями. Поскольку агрессия сейчас исходит только от униатов, но никак не от православных, есть надежда, что эти слова за подписью самого понтифика осадят опекаемых им львовских единоверцев.

Еще более жестокий удар получил от папы филаретовский раскол на Украине. Здесь Франциск не связан обязательствами перед своей паствой, Филарет ему никто, и декларация звучит вполне определенно: «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм». То есть с безусловной ликвидацией самозваного «киевского патриархата», в церковном праве слывущего чистым беззаконием.

«Удар від Папи Римського в спину України» — истерит пресса незалежной. И в самом деле, при всех миротворческих призывах разрешить конфликт Ватикан встал на сторону РПЦ в важнейшем вопросе, осудив церковный сепаратизм, подогреваемый киевским режимом. Ни малейшей надежды опереться на Ватикан в отрыве паствы от Украинской православной церкви Московского патриархата у раскольников отныне нет.

Ясно и твердо прозвучал голос обоих предстоятелей в защиту христианской идентичности Старого Света против ценностного релятивизма и воинствующего безбожия. Европейские ценности — это Христос, полные храмы, семья мужчины и женщины, человеческая жизнь, социальная справедливость. Русская православная и католическая церкви заключили своеобразный альянс в защиту традиционных приоритетов, против бесовщины века сего — расхристианивания, гей-браков, эвтаназии...

Нельзя не отметить, что Франциск проявил изрядную смелость, решив встретиться с патриархом, причем не где-нибудь, а на Острове Свободы. Как раз сейчас в американской президентской гонке участвуют два кандидата кубинского происхождения, потомки антикастровских эмигрантов. Один из них, сенатор от Флориды Марко Рубио, одновременно ревностный католик и истеричный русофоб, призывающий обрушить на нас всю мощь Пентагона хоть завтра. Открытый и дружелюбный диалог Ватикана и Москвы на Кубе — словно холодный душ для подобных «ястребов», идущих, как это теперь очевидно, наперекор католической церкви.

И все-таки восторженный оптимизм по итогам встречи в Гаване неуместен. Самым вредным было бы сейчас пробуждение экуменических настроений, требования к православным и католикам «воссоединиться». По сути, это стало бы возрождением того же самого «униатства», которое осудили папа и патриарх. Воссоединение с Ватиканом может произойти только в форме признания им вероучения Православной церкви по всем разделяющим пунктам догматики и только одним путем — отказом римских первосвященников от притязаний на верховенство в христианстве. Других вариантов нет.

Но как две великие исторические силы русское Православие и римский католицизм уже сейчас могут тесно сотрудничать в защите общих нам ценностей в современном, отступающем от веры мире. Франциск отважился на достаточно выразительный шаг навстречу РПЦ и России. Скоро станет ясно, последуют ли за словами дела. Тогда и поймем, чей там за папой стоит легион.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Юрий 15.02.2016 19:29:21

    Есть мнение, что там переговоры были не только по секулярным вопросам. Кураев
    http://diak-kuraev.livejournal.com/1115269.html

    "Но вот католические участники переговоров почему-то именно об этих актуально-политических темах в контексте встречи с патриархом не говорят. Напротив, они дружно говорят именно о церковном единстве православных и католиков...
    Франциск: "Мы говорили как братья, у нас одно Крещение, мы епископы. Мы говорили о наших Церквах, достигли согласия о том, что единство достигается в движении. Я благодарю Ваше Святейшество за смирение, за братское смирение и сильное желание единства.

    ..кардинал Кох. И опять ни слова про Сирию. Но всё - про унию: "Глава папского совета назвал встречу патриарха Кирилла с понтификом первым шагом на пути к церковному единству"
    В своем обращении к российским католикам, переданном в "Интерфакс-Религия", он отметил, что две добродетели, которые нужны для экуменического диалога, это страсть и терпение.

    "Страсть к единству, потому что такова воля Господа. И терпение - потому, что мы должны быть внимательными друг к другу, сознавая, что сами по себе мы, люди, не способны создать единство. Мы, люди, можем создавать только расколы и разделения. Об этом свидетельствуют и история, и современность", - считает кардинал, по мнению которого единство - это "дар Святого Духа"...
    Выразив благодарность всем, кто молился о встрече патриарха и папы, К.Кох указал на то, что "в конечном итоге мы должны молиться о единстве Церкви, и в этом смысле эта встреча еще не конечная точка, но призыв продолжать идти по этому пути, сделать все - и прежде всего молиться о том, чтобы единство было нам даровано"...
    Так, может, и в самом деле среди сюжетов секретных переговоров был и этот вопрос о высшей цели экуменически-унионального движения? "
  • alt

    Пров 27.02.2016 10:51:25

    Современная церковь (католическая и православная) стала странным учреждением, в котором одновременно работают музей, театр и торговая лавка. В итоге нечто привлекательное и бесполезное.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть