В РСПП обсудили использование «сиротских» произведений
Участники заседания разобрали внесенный в Госдуму законопроект, вводящий порядок использования произведений неизвестных или недоступных для переговоров авторов. Об этом сообщила пресс-служба союза
Документ позволит упорядочить один из сегментов управления правами, считает представитель РСПП Сергей Матвеев. Он перечислил четыре таких сегмента: произведения в общественном достоянии; охраняемые произведения, управляемые правообладателями и находящиеся в коммерческом обороте; произведения «бескорыстных» авторов; а также «сиротские» (орфанные) произведения, авторы которых неизвестны или недоступны.
«Чем точнее мы строим реестры таких произведений, тем у нас больше контента, прозрачности и меньше нарушений, и любой законопроект, который помогает это делать, безусловно, полезен», — пояснил Матвеев.
С критикой документа выступили зарубежные мейджоры, полностью или частично ушедшие из РФ. Их интересы представляет Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ). По словам главы организации Никиты Данилова, с принятием закона общества по коллективному управлению правами (ОКУП) смогут объявить орфанными все иностранные произведения, которые западные правообладатели не хотят лицензировать для РФ. Также они опасаются, что ОКУПы могут записать в «сиротские» народное творчество вроде мемов и фанфиков и неохраняемый генеративный контент.
Схожими опасениями поделился глава ассоциации «Интернет-Видео» Алексей Бырдин. Евгения Обухова из VK указала, что инструмент может затронуть UGC-контент из соцсетей.
Комментируя эти мнения, участники обратили внимание на то, что в документе вообще не говорится о проблеме «недружественных стран», порядок расчетов с которыми определен президентским указом № 322. Также нет оснований относить мемы и фанфики, имеющие конкретных авторов, к народному творчеству.
Сергей Матвеев подчеркнул необоснованность идеи о том, что в «сироты» могут записать продукты ИИ. По его мнению, она продиктована представлением НФМИ о «странной презумпции виновности» любого, кто будет задействован в управлении правами.
Легализация орфанных произведений необходима для развития (в том числе для привлечения инвестиций) проектов людей, популяризирующих наследие, считает директор Сообщества пользователей авторских и смежных прав Анатолий Семенов. По его мнению, в документе не хватает упоминания аудиовизуальных произведений.
Также он ответил на опасения относительно того, что в «сиротам» могут попасть книги авторов, публикующихся под псевдонимами или скрывающих свои личности: «Бернская конвенция устанавливает вполне понятную презумпцию: интересы неизвестного автора или автора под псевдонимом представляет издательство».
Замруководителя IPCodex Виталий Илларионов отметил, что авторское право — «не абсолютная монополия, а механизм балансировки интересов пользователя и правообладателя». Он напомнил о конституционном характере права на доступ к культурным ценностям.
По словам Илларионова, когда бизнес впервые обращается к использованию «сиротского» произведения, 30-дневный срок для поиска автора представляется уместным, а в последующих обращениях к произведениям того же автора срок можно сократить.
Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин поделился «четким ощущением, что законопроект собираются принимать, несмотря на возражения, которые прозвучали».
Документ позволит упорядочить один из сегментов управления правами, считает представитель РСПП Сергей Матвеев. Он перечислил четыре таких сегмента: произведения в общественном достоянии; охраняемые произведения, управляемые правообладателями и находящиеся в коммерческом обороте; произведения «бескорыстных» авторов; а также «сиротские» (орфанные) произведения, авторы которых неизвестны или недоступны.
«Чем точнее мы строим реестры таких произведений, тем у нас больше контента, прозрачности и меньше нарушений, и любой законопроект, который помогает это делать, безусловно, полезен», — пояснил Матвеев.
С критикой документа выступили зарубежные мейджоры, полностью или частично ушедшие из РФ. Их интересы представляет Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ). По словам главы организации Никиты Данилова, с принятием закона общества по коллективному управлению правами (ОКУП) смогут объявить орфанными все иностранные произведения, которые западные правообладатели не хотят лицензировать для РФ. Также они опасаются, что ОКУПы могут записать в «сиротские» народное творчество вроде мемов и фанфиков и неохраняемый генеративный контент.
Схожими опасениями поделился глава ассоциации «Интернет-Видео» Алексей Бырдин. Евгения Обухова из VK указала, что инструмент может затронуть UGC-контент из соцсетей.
Комментируя эти мнения, участники обратили внимание на то, что в документе вообще не говорится о проблеме «недружественных стран», порядок расчетов с которыми определен президентским указом № 322. Также нет оснований относить мемы и фанфики, имеющие конкретных авторов, к народному творчеству.
Сергей Матвеев подчеркнул необоснованность идеи о том, что в «сироты» могут записать продукты ИИ. По его мнению, она продиктована представлением НФМИ о «странной презумпции виновности» любого, кто будет задействован в управлении правами.
Легализация орфанных произведений необходима для развития (в том числе для привлечения инвестиций) проектов людей, популяризирующих наследие, считает директор Сообщества пользователей авторских и смежных прав Анатолий Семенов. По его мнению, в документе не хватает упоминания аудиовизуальных произведений.
Также он ответил на опасения относительно того, что в «сиротам» могут попасть книги авторов, публикующихся под псевдонимами или скрывающих свои личности: «Бернская конвенция устанавливает вполне понятную презумпцию: интересы неизвестного автора или автора под псевдонимом представляет издательство».
Замруководителя IPCodex Виталий Илларионов отметил, что авторское право — «не абсолютная монополия, а механизм балансировки интересов пользователя и правообладателя». Он напомнил о конституционном характере права на доступ к культурным ценностям.
По словам Илларионова, когда бизнес впервые обращается к использованию «сиротского» произведения, 30-дневный срок для поиска автора представляется уместным, а в последующих обращениях к произведениям того же автора срок можно сократить.
Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин поделился «четким ощущением, что законопроект собираются принимать, несмотря на возражения, которые прозвучали».
Фото: Pixabay