25.11.2021
Государственный балет Берлина исключил постановку российских хореографов из репертуара, сообщает издание
B.Z.
По словам исполняющей обязанности художественного руководителя труппы Кристианы Теобальд, «Щелкунчика» временно сняли с показа из-за «блэкфейса» и стереотипных изображений Индии и Китая. На спектакль неоднократно жаловались зрители.
Теобальд подчеркнула, что постановка Василия Медведева и Юрия Бурлаки является реконструкцией балета Мариуса Петипа 1892 года. Некоторые элементы, которые были приемлемы в то время, сегодня вызывают вопросы и требуют пересмотра, пояснила руководительница.
По ее словам, постановку нужно поместить в современный контекст. После пересмотра спорных моментов балет планируют вернуть на сцену. Когда «Щелкунчика» начнут показывать в обновленном виде — не сообщается. В ближайшее время в афише Государственного балета Берлина его заменили на «Дон Кихота».
Отмечается, что вопросы вызвала темная краска на лицах детей во втором акте. В этом увидели «блэкфейс» — грим, имитирующий внешность темнокожих людей зачастую в карикатурном ключе. Сцены с детьми уже скорректировали некоторое время назад. Жалобы на них поступали с 2015 года. По словам Теобальд, Медведев и Бурлака с трудом согласились на изменения, поскольку они означают отход от оригинальной концепции. Она подчеркнула, что для зрителей не так важно соответствие постановки оригиналу, однако изменения имеют значение с культурной и исторической точки зрения.
В постановке нашли и другие спорные моменты, передающие стереотипные представления. К ним отнесли китайский и арабский танцы. В первом балерины передвигаются очень маленькими шагами, во втором танцовщица выступает с темным макияжем.
Российские хореографы поставили «Щелкунчика» для Государственного балета Берлина в 2013 году. Он является реконструкцией балета конца XIX века, в котором присутствовали женщины из гарема и другие герои. Их изображение вызывает вопросы у современной публики.
В последние годы дискуссия о «блэкфейсе» в балетных спектаклях по всему миру стала острее. С деколониальной точки зрения подобный подход поддерживает экзотизацию людей с темной кожей и стереотипы о них, характерные для прошлых веков. Некоторые постановщики пытаются переосмыслить стереотипные роли из постановок XIX-XX веков и сделать их более современными. Некоторые не видят в «блэкфейсе» и других приемах оскорбительного отношения или стереотипов.
Фото: pixabay.com