Сказки Андерса

Денис БОЧАРОВ

16.04.2015

На прилавках появилась выпущенная издательством «Проспект» книга под названием «100% Андерс». Это автобиография известного в недалеком прошлом певца Бернда Вайдунга. И не спрашивайте: «А кто это?» Вокалист немецкого поп-дуэта Modern Talking Томас Андерс — вот кто.

Во второй половине 80-х не было в нашей стране более популярного западного музыкального проекта, чем Modern Talking. Отполированные до блеска, прилипчивые диско-хиты «You’re My Heart, You’re My Soul», «Cheri, Cheri Lady», «You Can Win If You Want», «Brother Louie», «Atlantis Is Calling», «Geronimo’s Cadillac» звучали тогда повсюду. Пластинки дуэта официально выпускались фирмой «Мелодия», а клипы можно было даже увидеть по телевизору. Разумеется, многие соотечественники пронесли сквозь минувшие три десятилетия ностальгическую привязанность к ансамблю, поэтому перевод на русский язык воспоминаний одного из участников «Современного разговора» выглядит вполне логичным и обоснованным шагом. Книгу раскупят. Но останутся ли в полной мере удовлетворены размышлениями господина Андерса — вот в чем вопрос. 

Для начала необходимо прояснить важную деталь: кто такой вообще Андерс? Какое место он занимает в современной музыкальной культуре? Кому обязан собственным успехом и благодаря чему до сих пор узнаваем? Ответ очевиден: без Modern Talking уроженец Мюнстермайфельда, местечка, расположенного неподалеку от немецкого города Кобленц, едва ли мог рассчитывать на полноценную карьеру. Досадно, что на страницах автобиографии Андерс всячески старается от этого обстоятельства откреститься. Разумеется, он горд участием в проекте, неустанно, порой изрядно приукрашивая действительность, твердит о его «мировом триумфе», «бешеном трансконтинентальном успехе», «феноменальной популярности»... Но создается впечатление, что вокалист отчаянно стремится представить общую картинку как «Томас Андерс & MT». Что, как известно любому более-менее знакомому с историей коллектива, полнейшая чушь. Откровенно говоря, Modern Talking — всего лишь один из коммерчески успешных продюсерских проектов (наряду с Blue System, C. C. Catch и других), возможно, лучшего немецкого поп-композитора Дитера Болена. Именно он сочинил, аранжировал и «продвинул» все главные хиты дуэта. Дитер просто взял Андерса на работу. Но об этом в книге упоминается вскользь, причем с большой неохотой. Непомерное эго сладкоголосого (тембр действительно приятный и мгновенно узнаваемый) Томаса доходит до того, что он называет своего работодателя «гитаристом Томаса Андерса».

В этой вопиющей, выпирающей чуть ли не из каждой строчки (когда речь заходит о Болене) желчи и заключается главный недостаток книги. Поскольку словесные иллюстрации ущемленного самолюбия позволяют усомниться в искренности и объективности автора. Да, известно, что отношения между белокурым «творческим мотором» и темноволосой «поющей головой» всегда были непростыми. Но почему бы не сбавить обороты и не вспомнить о том, как создавались и записывались песни? Почему бы не воздать должное Болену как профессионалу — автору, продюсеру и администратору? Вместо этого то и дело натыкаешься на такие пассажи: «Дитер — самый жадный человек из тех, кого я знаю», «По моему мнению, у него отсутствует ген чувствительности», «Перед каждым концертом он испытывал панику от того, что я могу понравиться публике больше, чем он», «Он звонил в Bild из больницы, чтобы сообщить им, что сломал пенис, потому что на него случайно упала крышка унитаза»... 

Не хотелось бы говорить, что перед нами наглядный пример того, как не надо писать автобиографии. Но, согласитесь, если уж заявляешь в подзаголовке «Моя жизнь: правда о Modern Talking, Норе (Нора Баллинг — первая жена Андерса, с которой певец прожил 17 лет. — «Культура») и Дитере Болене», неплохо бы оперировать более объективными впечатлениями. 

Не исключено, что Томас попросту не вовремя взялся за перо. Во-первых, ему еще «рано жить воспоминаньями». А, во-вторых, его бытие вне привязки к Modern Talking не представляет для читателей большого интереса. Так ли уж необходимо знать о домработнице артиста, его трепетной любви к острову Ибица и о тараканах в российских гостиницах во время его приезда в нашу страну в 90-м? Видимо, музыканту необходимо было вынуть занозу сложных взаимоотношений с бывшим коллегой и предъявить ее на всеобщее обозрение.