Турецкое рондо в нашем стиле

Денис БОЧАРОВ, Анкара

01.04.2015

Единственная независимая премия в области классической музыки — ICMA (International Classical Music Awards) — отметила первый полуюбилей: пятая церемония вручения наград состоялась в конце марта в столице Турции Анкаре.

В течение года представители ведущих европейских журналов, газет, радиостанций и интернет-порталов, специализирующихся на классике, обсуждали, спорили, полемизировали. И в итоге вынесли вердикт, кто сегодня в мире наиболее достойно и качественно представляет «большую» музыку. Результат не удивил, скорее, подтвердил очевидное: наши — лучшие. Мероприятие на «берегу турецком» можно с полным основанием назвать триумфом отечественных музыкантов: в пяти номинациях победу одержали российские артисты.

Пианист Евгений Королев, отметивший в прошлом году 65-летие, был признан лучшим в категории «Сольный исполнитель». Репертуар лауреата многих статусных фестивалей и форумов включает произведения Баха, Шуберта, Шопена, Дебюсси, Прокофьева... Виртуозное исполнительское мастерство Евгений Александрович продемонстрировал во всей красе на гала-концерте в Анкаре, блестяще исполнив шубертовскую сонату ля мажор D.959, Andantino. 

Лучшим молодым артистом по итогам года стал скрипач Юрий Ревич. Начав заниматься музыкой в пятилетнем возрасте, к своим 23 годам он подошел матерым исполнителем, которому рады на крупных мировых сценах. Юре рукоплескали в нью-йоркском Carnegie Hall и миланском La Scala, берлинском Konzerthaus и венском Musikverein, лондонском Cadogan Hall и московском Концертном зале имени П.И. Чайковского... В столице Турции Ревич сразил всех наповал, представив собственное прочтение мелодий из оперы Бизе «Кармен». Юное дарование имеет все шансы получить через несколько десятков лет награду за вклад в историю классической музыки. 

Именно таковой, кстати, удостоился Дмитрий Китаенко — русский маэстро, правопреемник лучших традиций дирижерского искусства таких корифеев, как Юрий Силантьев и Евгений Светланов. После церемонии вручения наград (официально поздравить Китаенко сочли за честь многие участники), на гала-концерте Дмитрий Георгиевич вообще, что называется, stole the show. То есть, сорвал главные аплодисменты. Будучи основным триумфатором действа, он трижды выходил на бис после продирижированных им двух сцен из «Лебединого озера» и бессмертного «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик»... В этом году Китаенко исполнится 75. 


Специальный приз ICMA получил Александр Ситковецкий. Этот молодой скрипач — из потомственной семьи музыкантов: его двоюродный дедушка и двоюродный дядя тоже были известными скрипачами; бабушка играла на пианино, а отец — Александр Ситковецкий — известен современникам как титулованный рок-музыкант, прекрасный гитарист, основатель групп «Автограф» и «Високосное лето». На церемонии ICMA Ситковецкий-младший доказал, что является достойным продолжателем традиций: за исполненный Концерт для скрипки польского композитора Анджея Пануфника артиста вызывали на бис. 

Но этим «турецкое рондо в русском стиле» последнего ICMA не закончилось. Своеобразной вишенкой на торте стала премия, полученная фирмой «Мелодия». В номинации «Лучшая историческая запись» нашему прославленному звукозаписывающему лейблу вручили почетную статуэтку за шикарное переиздание произведений британского композитора Ральфа Вон-Уильямса...  

В своей приветственной речи президент жюри International Classical Music Awards Реми Франк отметил: «Я категорически не согласен с теми, кто скептически заявляет, что классическая музыка в наши дни переживает не лучшие времена. Ничего подобного. Классика сегодня живее, чем когда бы то ни было». Принимая в расчет уровень паблисити и общественного внимания, что окружают данную уникальную премию в последние годы, с этим утверждением трудно не согласиться.