Все на месте, да что-то не так

Денис БОЧАРОВ

04.02.2015

В серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия» вышла книга, посвященная лидеру группы «Кино», харизматичному отечественному рок-музыканту — Виктору Цою.  

Сам факт обращения столь уважаемого бренда к личности Цоя уже уникален. Создан прецедент: «Жизнь замечательных людей» впервые уделила внимание российскому представителю поп-музыкальной культуры. Впрочем, по-другому и быть не могло: более подходящей кандидатуры, чем Виктор Цой, для дебюта не найти. Если сегодня провести опрос с целью определить наиболее популярного и любимого в России (да и вообще на всем постсоветском пространстве) рок-героя, то основатель, фронтмен и автор песен «Кино» опередит ближайших преследователей с огромным отрывом.

Целостный и компактный имидж рок-идола, созданный Цоем (человек в черном, немногословный, редко улыбающийся, слегка отстраненный, с восточной внешностью и неповторимым тембром голоса) до сих пор завораживает людей. Уникальная героико-романтическая ниша, которую однажды оккупировал певец и где безраздельно царствовал, до сих пор никем не занята. Хорошие песни, помноженные на трагический финал, довершили общую картину: полуформула-полудевиз «Цой жив!» известна даже тем, кто к творчеству Виктора равнодушен. 

Неудивительно поэтому, что библиоистория главного «киношника» впечатляет: ни об одном отечественном музыканте не написано столько книг, сколько о Цое. Однако ни одна работа, посвященная артисту, не может претендовать на то, чтобы называться полноценной монографией о жизненном и творческом пути Виктора Робертовича. Как правило, все эти издания представляют собой либо фотоальбомы (как шикарно оформленные, так и состряпанные, что называется, «на колене»), либо биографическую справку, содержащую известные всем посвященным факты и обильно дополненную воспоминаниями родителей, друзей, подруг, коллег и фанатов. Конечно, каждому поклоннику музыканта известен довольно любопытный литературный труд Алексея Рыбина «Кино» с самого начала и до самого конца». Но вся загвоздка в том, что столь самонадеянное название не соответствует действительности: Рыбин расстался с Цоем в 1983 году, вскоре после записи первого альбома группы, и более, по его же собственным словам, никогда с ним не пересекался. А всенародная слава «накрыла» Виктора менее чем за пару лет до гибели в августе 90-го...

И вот — ЖЗЛ. Очевидно, автор Виталий Калгин доволен тем обстоятельством, что его книга вышла именно в этой серии. Но можно ли считать ее окончательной и не подлежащей обжалованию работой в области «цоеведения»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Несомненно, проделана кропотливая работа: известный исследователь творчества артиста озаботился сбором богатого справочного материала, постарался вникнуть в каждую мелочь и – главное — проинтервьюировал огромное количество людей, лично знавших Цоя. 

Но в этом же заключается и главный минус издания. Книжка, увы, построена по той же досадной схеме, что и большинство предыдущих опусов о Цое: десять процентов авторского текста и девяносто — косвенной речи. То есть Калгин делает небольшую текстовую ремарку, а потом щедро удобряет ее воспоминаниями Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова, Бориса Гребенщикова, Рашида Нугманова, ныне покойных Георгия Гурьянова и Марианны Цой... 

По сути, данная работа — сборник интервью (некоторые, кстати, знатокам биографии Цоя известны), но не авторское исследование. Впрочем, возможно, время для написания глубокого, взвешенного аналитического произведения о главном рок-феномене СССР еще не пришло.