Если б знали вы, как мне дороги…

Елена ФЕДОРЕНКО

27.06.2014

олисты Большого театра исполнят романсы композитора.

Организованный в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» Международный фестиваль искусств «Подмосковные вечера с Чайковским» превратился, по сути, в мультикультурный фест, собравший на театральных и концертных площадках Московской области все лучшее в разных жанрах современного искусства. Красной строкой смотра проходит имя Петра Ильича Чайковского. Не только символа русской музыки, но и одного из самых исполняемых композиторов в мире.

Чайковский провел в тихом подмосковном Клину последние восемь лет своей жизни, и этому периоду мы обязаны рождением целого ряда выдающихся произведений. Музыка, вышедшая из-под пера композитора в Клину, полна выразительного мелоса и перекликается с образами Подмосковья. 

В нынешнем году «Вечера с Чайковским» — одно из главных событий в культурной жизни Подмосковья — посвящены 120-летию основания музея композитора в Клину. Концерты на открытом воздухе проходят в парке, рядом с домом Петра Ильича, и для них специально построили сцену и зрительский павильон.

Фестиваль открылся 17 июня спектаклем-концертом «Роман в письмах», основанным на переписке Петра Чайковского и Надежды фон Мекк. Отношения композитора со своим «лучшим другом», как он называл Надежду Филаретовну, — настоящий «роман в письмах», запечатлевший пример высокого меценатства и благотворительности, духовного родства и преклонения перед талантом. Нетленные строки ожили благодаря звездам отечественного театра и кино Ксении Раппопорт и Евгению Миронову, а также Национальному филармоническому оркестру России под управлением Владимира Спивакова. 

На следующий день, 18 июня, гостями фестиваля в Клину стали артисты столичной «Геликон-оперы» во главе с художественным руководителем и создателем театра Дмитрием Бертманом.

Артисты, музыканты, журналисты побывали в доме Чайковского, где удалось сохранить подлинную обстановку XIX века, книги и ноты композитора. Кроме того, гостям предоставилась уникальная возможность посетить фондохранилище музея и увидеть подлинные рукописи и автографы Петра Ильича: от самого раннего, сделанного в возрасте четырех лет на письме отца, до эскизов и музыкальных набросков периода творческой зрелости.

Несмотря на сложные погодные условия, концерт-приношение от геликоновцев вышел на удивление теплым и проникновенным. Казалось, сама природа аккомпанирует солистам.

В программе «Чайковский — гала» арии и дуэты из опер «Евгений Онегин», «Опричник», «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта» и фрагмент утраченной оперы «Ундина» прозвучали в исполнении Натальи Загоринской, Ларисы Костюк, Сергея Топтыгина, Елены Михайленко, Елены Семеновой, Ильи Говзича, Максима Перебейноса, Алексея Тихомирова в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением Владимира Понькина. 

По словам Дмитрия Бертмана, «Геликон-опера» планирует провести в Клину вечер «Неизвестный Чайковский» и включить в него фрагменты неоконченных партитур композитора. На будущий год, к 175-летию Петра Ильича, театр представит оперу «Чародейка». Солисты намерены исполнить произведение русского классика под открытым небом в Майданове, где оно и было написано.

Советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева обещает еще немало открытий в фестивальной программе. Так, 6 июля здесь же, в Клину, в концертном зале Государственного мемориального музыкального музея-заповедника Чайковского солисты Большого театра России Анна Аглатова и Алексей Неклюдов исполнят романсы Чайковского, а стихи русских поэтов прочтет вахтанговец Евгений Князев.

«Возможно, — рассказывает Нармин Ширалиева, — в ближайшем будущем осуществится давняя мечта многих меломанов — Клин станет русским Зальцбургом, и на фестиваль в Подмосковье будут съезжаться звезды мирового уровня и зрители самых разных стран».