На родину — ​с нотным щитом

Андрей САМОХИН

29.03.2019

На днях из Словении с триумфом вернулся концертный хор «Веснянка» — ​одноименной московской детской хоровой студии. На международном конкурсе Aegis Carminis в словенском Копере юные россияне завоевали Гран-при и первое место в категории детских хоров с высшим баллом 95,7. А художественный руководитель и дирижер коллектива заслуженная артистка России Любовь Алдакова получила награду за лучшую конкурсную программу.

С гордостью несли ребята в аэропорту Шереметьево материальный знак своей победы — ​серебристый щит с эмблемой фестиваля — ​стилизованным лицом певца, составленным из нот, и двуязычной надписью по кругу: Grand Prix/Velika Nagrada. Сильно уставшие хористы тем не менее исполнили для встречавших одну из своих «коронных» композиций — ​«Подмосковные вечера» в оригинальной обработке.

«Веснянке» — ​образцовому коллективу на базе едва ли не первой в нашей стране детской хоровой студии, не впервой побеждать на зарубежных площадках. Гран-при на конкурсе Tonen2000 в Нидерландах в 2012 году, первое место в категории детских хоров на Montreux Choral Festival в Швейцарии в 2018-м и аналогичная победа на конкурсе в Таллине годом ранее. И это только за последнее время.

Но в этот раз в Словении победа получилась, можно сказать, «тотальной». Ведь по итогам решения жюри (представители Словении, Болгарии, Латвии, Ирландии, Италии) кроме Гран-при и первого места в своей категории, российский хор получил два специальных диплома за исполнение произведений Вельо Тормиса и Золтана Кодаи, а Любовь Алдакова, как уже было сказано, признана лучшим дирижером конкурса.

Дополнительную ценность словенской победе придает то обстоятельство, что на фестивале выступал не «взрослый» (то есть юношеский), а «младший» (подростковый) состав хора — ​до 15 лет. И эти во многом неопытные еще подростки-хористы за короткое время смогли выучить сложные произведения современных композиторов (одно из условий конкурса) вместе с текстами на десяти иностранных языках!

На латыни ребята разучили гимн самого фестиваля, присланный из Словении за неделю до отъезда на конкурс. «Веснянка» же практически единственная смогла исполнить его на церемониях открытия и закрытия. Очевидно все это — ​вместе с явным профессионализмом российских участников — ​повлияло на почти единогласные высшие оценки членов жюри. В сопутствующие «гастроли» вошли выступления хора в нескольких городах Словении — ​Любляне, Постойне, Копере, а также в соседнем итальянском Триесте.

В интервью газете «Культура» художественный руководитель хоровой студии «Веснянка» Любовь Алдакова рассказала:

— Фестиваль в Копере совсем молодой. Его задумал его основатель — ​композитор и профессор Словенской академии музыки Амброж Чопи, которому мы очень благодарны за приглашение и доброе, внимательное отношение к нам.

Это один из немногих в Европе именно юношеский хоровой фестиваль. В отличие от большинства аналогов там не участвуют взрослые и смешанные хоры — ​поют только юные. «Веснянка» победила в обеих возрастных категориях конкурса — ​до 15 и до 19 лет, обойдя десять коллективов из европейских стран: Словении, Греции, Италии. Испании, Венгрии.

Сам Копер как фестивальное место очень хорош. Исторически сложилось, что в этом словенском регионе древняя песенная народная культура. Кроме того, Копер стоит на границе с Италией и Хорватией — ​поэтому туда удобно съезжаться европейским участникам. И не только участникам, но и болельщикам! Огромная команда поддержки, например, была у испанского хора «Coro Los Peques Del Leоn De Oro», с которым мы познакомились еще в Монтрё. Зато многие словенцы болели именно за нас, и вообще отношение к русскому хору было замечательное, душевное.

Конкурс проходил в Зале приемов имени Франциска Асизского в бывшем католическом соборе, переделанном под концерт-холл. В один день проходило состязание хоров и хоровых дирижеров. Если говорить откровенно, то по классу, уровню подготовки у нас в этот раз не было серьезных конкурентов, в отличие от предыдущих фестивалей в Таллине и в Монтрё. Была подготовлена сложная и обширная программа произведений для хора и нескольких ансамблей. И тем не менее интрига сохранялась до последнего. Даже осознав после выступления, что не ударили в грязь лицом, мы все равно не знали, что нам присудят. Ведь мы не слышали тогда всех конкурентов, да и не представляли, как поведет себя жюри. В прошлые годы доводилось сталкиваться на одном из международных фестивалей с решениями странными, ничем, кроме политических установок против коллектива из России, не объяснимыми. Но здесь все честно решала музыка.

Впервые на нашей практике устроители конкурса организовали прямую видеотрансляцию в интернете. Это было здорово — ​родители ребят в Москве активно болели и праздновали победу одновременно с нами, оставляя комментарии в режиме онлайн.

Ярким событием для наших хористов стало небольшое импровизированное концертное турне до и после проведения фестиваля. «Веснянка» спела на утренней службе в главном соборе Копера и в словенском городе Постойна, где местная Ассоциация туризма провела для нас бесплатную экскурсию в уникальных карстовых пещерах.

Исключительно тепло встретил итальянский Триест, где на концерт в коммуне (пригородном районе) Долина в католическом соборе собралось большое число людей, и в том числе вся окрестная русская диаспора. Совместное выступление «Веснянки» с небольшим детским хором Fran Venturini стало настоящим региональным событием.

У нас была обширная концертная программа. А итальянские и словенские дети, помимо обычного репертуара, подготовили в подарок две русские песни, одна из которых, к нашему удивлению, оказалась «Песенкой крокодила Гены» Шаинского — ​Тимофеевского. Они ее исполнили под скрипичный аккомпанемент в советской еще интерпретации Большого детского хора. Было очень трогательно! Потом дети пообщались на английском, как смогли, обменялись сувенирами и электронными адресами.

Как итог, у подрастающего состава «Веснянки» появился весомый опыт международных состязаний — ​заслуженного признания, которое приходит не иначе как в результате предварительного упорного труда и концертной выдержки.

Этот успех в Словении — ​очередное признание высокого мирового уровня отечественной хоровой школы, заложенной нашими учителями. Ну и просто — ​еще одна культурная победа России, новый мостик доверия, симпатии к нашей стране, если хотите — ​событие музыкальной народной дипломатии.


Фото на анонсе: vesnianka.ru