Репетиция оркестра

Евгения КРИВИЦКАЯ

23.11.2018

В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялся симфонический мастер-класс необычного формата.

Как сделать современную музыку интересной для публики? Этим вопросом задались в Союзе композиторов России: обычным концертом сейчас никого не удивишь, даже если у тебя звездные солисты. А вот приоткрыть секреты подготовки программы, да еще в формате ток-шоу с живыми авторами и онлайн-трансляцией, — это, пожалуй, может зацепить. Расчет оказался верен: открытую репетицию Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра во дворце Белосельских-Белозерских не только посетило около 500 человек, но, что важнее, посмотрело через сайт «Культура.рф» более 127 000 человек. Впрочем, акция оказалась не одноразовая — видео доступно в офлайн-режиме, и к моменту написания статьи количество просмотров достигло 144 000. Результаты впечатляют.

Репетиция, как и концерт, ассоциируется со священнодействием — от слушателей требуется молчаливое внимание, и даже если человек не понимает и не разбирается в происходящем, он должен поверить и приобщиться. Организаторы рискнули разбить этот стереотип и сделать процесс коммуникации с музыкой максимально понятным и комфортным. Ведущим стал молодой музыковед, лектор Московской филармонии и главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев. Репетиция, то есть разучивание музыкального произведения, превратилась в увлекательный процесс. В зале присутствовали авторы — композиторы, создавшие эти партитуры. И они на глазах у изумленной публики могли встать во время игры оркестра, прервать дирижера, сделать ему замечание, попросить повторить.

Дирижеры в долгу не остались. В первый заезд, когда разучивали «Заклинание пастуха» Кузьмы Бодрова (Москва) и «Рождение Венеры» Светланы Нестеровой (Санкт-Петербург), за пульт оркестра встал Алим Шахмаметьев, умеющий работать «на публику» и «с публикой». Он образно, с шутками и анекдотами, объяснял детали репетиционной «кухни». Когда его сменил за пультом руководитель коллектива Александр Титов, то разговор стал более лаконичным и деловым, но оркестр зазвучал стройнее и ярче. Титову, правда, достались масштабные партитуры наших корифеев. «Grande Serenade» худрука Московской филармонии Александра Чайковского — постмодернистская вещь, где автор ведет диалог с Моцартом и его «Маленькой ночной серенадой» и своим великим однофамильцем Петром Ильичом Чайковским. Сочинение напичкано цитатами, аллюзиями, всякими звуковыми ребусами, которые композитор с радостью расшифровывал прямо перед публикой. В связи с пьесой «Восхождение и триумф» Сергея Слонимского, патриарха ленинградской-петербургской композиторской школы, речь зашла о четвертитонах. Ярослав Тимофеев попросил концертмейстера продемонстрировать, что это за «страшный зверь» и как это звучит. Оказалось — просто чуть-чуть фальшиво. Для чего это надо, пояснил сам автор, чье сочинение посвящено 100-летию независимости Польши и призвано в звуках передать «историю польской музыкальной культуры в индивидуальном композиторском преломлении».

Пересказывать перипетии четырехчасового марафона можно было бы и дальше, потому как зрелище получилось захватывающим в не меньшей степени, чем «Большая опера» или «Голос». Хотя поначалу организаторы сомневались, сумеют ли участники парировать каверзные вопросы из публики, успеет ли дирижер пройти сочинение с оркестром и потом сыграть от начала до конца так, чтобы композитор остался доволен; станет ли ближе и понятнее слушателям язык современной музыки. Как оказалось, сомнения были напрасны. Все справились на «отлично» и решили, что игру можно и продолжить. Ведь репетировать в формате реалити-шоу (как охарактеризовал проект директор Санкт-Петербургского филиала Союза композиторов России, композитор Антон Танонов) может не только симфонический оркестр, но и хор, квартет, народные коллективы... Кажется, пора брать патент, ведь перспективы продвижения данного формата безграничны.