Игорь Саруханов: «Каждому времени — свое звучание»

Денис БОЧАРОВ

20.10.2018

26 октября в столичном зале Vegas City Hall пройдет концерт Игоря Саруханова, артист представит программу «Реанимация». С певцом и композитором пообщался корреспондент «Культуры».

  

культура: Как появилась идея «реанимировать» старые добрые хиты?
Саруханов: Каждому времени — свое звучание: ритмика, драйв, настроение. И любому уважающему себя музыканту закрывать глаза на этот очевидный факт непростительно. В нашем случае «реанимация» — не ремейк, ремикс и не все то, что начинается с приставки «ре». Это абсолютно свежая работа: ничего не подчищали и не подштриховывали — просто заново записали композиции, от начала и до конца, постарались подойти к песням так, будто ранее их не существовало. Они звучат так, как им и подобает, на наш взгляд, звучать в 2018 году. Соединили «цифру» с «лампой» — и в результате получилась «Реанимация». У меня уже было несколько возможностей проверить реакцию публики на наш эксперимент, играли новую программу в нескольких городах, и, судя по откликам зрителей, они довольны.  

культура: А насколько оправданно ворошить прошлое? Целесообразно ли перекраивать на новый лад произведения, прочно засевшие в людской памяти? Если бы, скажем, Led Zeppelin захотелось перезаписать «Stairway To Heaven», еще большой вопрос, восприняли бы слушатели подобный новодел с энтузиазмом...
Саруханов: Могу отвечать только за себя и прислушиваться к собственной интуиции. И мне кажется, мы движемся в правильном направлении. Удастся ли этот опыт в полной мере, мы узнаем только спустя некоторое время. Пока нас все устраивает. И потом, не следует забывать, я всегда работаю вживую. Мне ничто не мешает прервать песню и исполнить ее в оригинальном варианте, если вдруг почувствую, что новая версия публике не по нраву. Я могу честно спросить зрителей: вы хотите, чтобы эта вещь прозвучала в «реанимированном» виде или в стиле «олдскульного» Саруханова? Если большинство выступает за новый вариант — значит, так тому и быть. Преимущество новых обработок еще и в том, что мне нет необходимости кричать в зал: «Я не вижу ваши ручки», поскольку они уже подняты — ритм делает свое дело. Сегодня, скажу вам, вообще у всех танцевальное настроение. И этим надо пользоваться. Негоже заставлять человека после тягомотного дня, проведенного в офисе, слушать угрюмые вещи. И я полностью отдаю себе в этом отчет, грустный Саруханов никому не нужен.

К тому же не надо путать нашего зрителя, например, с лондонским. Там совсем другая эстетика, иные традиции восприятия популярной музыки. Пятнадцатилетнему британцу не нужно объяснять, кто такой Стинг. А российскому юному слушателю порой приходится напоминать, кто такой Саруханов. Не то чтобы я нарочито заигрывал с молодой аудиторией и добивался ее расположения, но и терять ее не имею права. Необходимо идти в ногу со временем, как бы банально это ни звучало. Нельзя в 2018-м выходить на сцену и использовать «минусовку» девяностого года. Это как минимум непрофессионально.

Звучание обогатилось свежими красками, но тот самый парень с гитарой никуда не исчез.

культура: И часто народ требует прервать новый вариант, скажем, «Серенады» и вернуться к каноническому прочтению?
Саруханов: Вы знаете, таких случаев почти не было. Несмотря на новые аранжировки, все основные слагаемые песни, те, что делают ее узнаваемой (вступление, гитарные риффы, модуляции и прочее), все равно остаются. Например, «Желаю тебе» мы переделали полностью, но публика реагирует очень живо, поскольку, какими бы новыми «фишками» ни была украшена композиция, ее главная суть — а именно мелодия — осталась неизменной.

Приятно осознавать и то, что с финансовой точки зрения проект себя в целом оправдывает. Ведь звукозапись — дело очень затратное. Записать десять – пятнадцать композиций стоит порядка двух миллионов рублей, каждая песня обходится от ста до двухсот тысяч. Мы видим результат, в противном случае было бы очень печально.

культура: Старые хиты на новый лад — это одно дело, а как обстоит ситуация с новым альбомом? Вы же, если не ошибаюсь, хотели его выпустить еще пару лет назад...
Саруханов: Надеюсь, диск с новыми вещами выйдет следующей весной, постараемся успеть к 8 Марта. Песня «Моя любовь по городу» — таково было рабочее название альбома — звучит просто атомно. Сейчас, в связи с проектом «Реанимация» и предстоящими большими концертами, работа в студии несколько застопорилась.

Кстати, с этим альбомом сложилась интересная ситуация. Я впервые в жизни купил песни у других авторов. Рассудил так: ну не я написал эту вещь, и что из этого? Она мне нравится и звучит так, как будто ее сочинил я, почему не попробовать?

культура: Думаете, уже написали свою «Yesterday» или до сих пор находитесь в поиске?
Саруханов: В моем личном рейтинге «Скрипка-лиса» и «Дорогие мои старики» ничуть не хуже. Кстати, эти две композиции я пока не реанимирую. Потому что видел необычайно теплую реакцию публики, когда примерно после сорока минут долбежки я остаюсь на сцене один с акустической гитарой и исполняю «Стариков». Обычно сразу после аудитория требует продолжения, и я медленно начинаю «Скрипку-лису». Пою не столько я, сколько зал. Вы не представляете, какое это удовольствие — стоять на сцене и наблюдать, как тысяч двадцать человек поют твою песню.   

культура: Если попробовать философски переосмыслить название Вашего знаменитого хита «Позади крутой поворот», действительно ли он остался позади? Или жизнь, как ни старайся, все равно состоит из бесконечных крутых виражей?
Саруханов: Скажу так: позади крутой поворот определенного периода. Я попрощался со старым звучанием и вышел на новый этап. Кстати, у этой песни, которой почти сорок лет, особая роль в нашей нынешней программе. До недавнего времени мы заканчивали выступления композицией «Маскарад». Но как только появился «реанимированный» «Крутой поворот», мы по бешеной реакции аудитории поняли: вне всякого сомнения, именно этот мажорный, жизнеутверждающий трек должен быть финальным.

Не хочу хвастать, но в новом прочтении композиция необычайно выиграла. Вот представьте себе красивую девочку, которая все время ходит в одном платье. Разве это здорово? Так и с песнями. Или, как говорили в «Покровских воротах», артист обязан переодеваться. Время от времени необходимо вносить разнообразие в жизнь, иначе будет неимоверно скучно. Ну и, конечно, надо постоянно учиться. Я, например, в возрасте 57 лет окончил институт и очень горжусь этим.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS