12.10.2017
культура: Расскажите о концерте. Как возникла идея выступления, каких сюрпризов ждать публике?
Маргулис: Все получилось спонтанно, но при этом довольно предсказуемо. Просто в один прекрасный день поступило предложение устроить совместный сейшн. На сегодняшний день из тех, кто придумал «Воскресение», по сути, остались только двое — я и Лешка Романов. Кава (Сергей Кавагоэ, ударник, сооснователь групп «Машина времени» и «Воскресение». — «Культура») умер, Алексей Макаревич тоже. А Андрей Сапунов, болтавшийся на тот момент без дела, попал в проект, в общем, случайно. Когда мы записывали свои незатейливые песенки на студии при ГИТИСе, он как-то незаметно прибился к нам пятым участником коллектива.
Мы с Романовым уже не раз играли небольшие концертики в акустическом варианте, но на этот раз решили выступить, что называется, в полном звуке. Помимо меня и Лешки, а также двух ребят, которые сегодня играют в «Воскресении», в концерте примет участие гитарист из моего проекта Миша Клягин. Сыграем как известные песни, так и те, что широкой публике незнакомы. В частности, хотим предложить на суд зрителей композицию, которая до недавнего времени существовала только в виде инструментального демо. Будет любопытно посмотреть, как аудитория на нее отреагирует.
культура: Ваш альянс с Романовым — серьезный, «долгоиграющий» проект или одноразовая акция?
Маргулис: Думаю, выступим пару раз и на этом поставим точку. «Воскресение» существует как отдельная творческая единица, я тоже занимаюсь собственным проектом. А недавно начал работать на телевидении. Так что найти «окно» в плотных графиках непросто. Пусть наш концерт станет своеобразным эксклюзивом.
культура: Истории «Машины времени» и «Воскресения» тесно переплетены, на протяжении десятилетий эти группы идут рука об руку. Кем Вы себя в большей мере ощущаете: «машинистом» или «воскресенцем»?
Маргулис: Откровенно говоря, «Воскресение» мне всегда нравилось больше. С другой стороны, в «Машине» я когда-то начинал. Поэтому нахожусь где-то посередине.
культура: Над чем сейчас работаете? Есть ли у Вас постоянная необходимость создавать что-то новое или сочиняете, что называется, по случаю?
Маргулис: Пишу время от времени. Когда приходит мысль, стараюсь ее зафиксировать на каком-нибудь носителе. А так, как у больших композиторов, — встал в восемь часов утра, сел за фортепиано и давай себе придумывай, — нет, это не моя история. Обязательно должно что-то «стрельнуть».
В принципе, материал для нового альбома уже более-менее готов. Но пока пребываю в легких раздумьях — выпускать его целиком или частями, макси-синглами. Времена ведь сейчас не те, что прежде: полноформатные альбомы обесценились. Все ушло в Сеть, «физика» мало кому нужна. Если уж действительно хочется «увековечиться», надо выпускать винил, то есть настоящую вещь, которую можно потрогать руками и не противно дарить друзьям. Кстати, предыдущий альбом выпустил на грампластинке, в количестве тысячи штук, но в продажу не отдал, а просто раздарил. Несколько лет назад винил пытались похоронить, но потом настоящие ценители звука одумались и вернулись к тому саунду, от которого теплеет в ушах и душах. А цифра гуляет себе в интернете, ну и Бог бы с ней.
Достаточно зайти в iTunes и проследить динамику: люди предпочитают скачивать отдельные песни, а не альбомы целиком. В результате получается парадоксальная картина: те композиции, на которые возлагал надежды, проходят мимо внимания поклонников, а те, что вообще всерьез не воспринимал, выходят на первое место.
культура: Подпитываетесь ли новыми музыкальными впечатлениями? Или тех произведений, что услышали в юности, до конца жизни хватит? Можно Вас сегодня еще чем-нибудь удивить?
Маргулис: Я остаюсь жадным до музыки человеком. Стараюсь следить за новинками, и вещи, которые порой задевают, пополняют мою виниловую коллекцию. А об исполнителях, не находящих во мне живого отклика, тут же забываю.
Есть, кстати, неплохой сайт, newrelease.com, где можно посмотреть, что вышло нового и интересного. По всем жанрам, которые тебе небезразличны, от рок-н-ролла и джаза до классики и этники.
культура: Сегодня монографии, посвященные тому или иному музыкальному коллективу, не редкость. Существует ли, на Ваш взгляд, достойное литературное жизнеописание двух главных групп, в которых Евгений Маргулис сыграл не последнюю роль? Как, в частности, относитесь к работам Андрея Макаревича или книге Петра Подгородецкого?
Маргулис: Не люблю произведения из серии «Моя жизнь в искусстве». За исключением скучных статистических выкладок и помоев, выливаемых на коллег, в таких «трудах» ничего не найдешь.
Много раз предлагали написать книгу о проектах, в которых участвовал, но мне неохота ворошить прошлое. Пусть лучше все это останется в нас. С тем же Романовым мы порой вспоминаем какие-то истории, но они большей частью настолько нецензурные, что для печати не годятся, на бумагу их не положишь (смеется).
культура: «Машина времени» постоянно выступает и регулярно записывает альбомы, а о «Воскресении» этого не скажешь. Почему так происходит?
Маргулис: Видимо, существует некий внутренний ценз: если чувствуешь, что не способен написать нечто такое, что могло бы встать в один ряд с твоими лучшими произведениями, этим лучше вообще не заниматься. Да, новые песни пишутся, куда же без этого. Но если они неинтересны даже тебе самому, зачем их выносить на суд аудитории? Нужно трезво оценивать ситуацию. Если ты был популярен, скажем, в 1973 году, но продолжаешь сочинять в том же стиле, кому такие опусы нужны? Время бежит вперед, и не замечать этого, по меньшей мере, наивно. Да и если быть до конца беспристрастным, вся музыка давным-давно уже написана. Кроме, пожалуй, рэпа.
культура: Рэпа? Но это же не совсем музыка, откровенно говоря.
Маргулис: Ну почему же? Можно, конечно, по-разному к нему относиться, но номинально и рэп, и хип-хоп относятся к музыкальной культуре.
культура: Вы упомянули про работу на телевидении. «Квартирники Евгения Маргулиса» уже не первый год с успехом идут на «голубом экране». Какими качествами должен обладать коллектив или исполнитель, чтобы попасть в Вашу программу?
Маргулис: Есть одно простое правило: это должно нравиться в первую очередь мне. Находит отклик — приглашаю, нет — извините. Существует множество суперпопулярных и известных команд, но они мне неинтересны.
Если же говорить о ближайших планах, то в моей передаче вскоре выступят коллектив Brainstorm, Александр Иванов и группа «Рондо», Дмитрий Ревякин и «Калинов мост». В одной из программ увидите, как мы с Андрюшей Макаревичем исполняем старые, написанные совместно песенки.
культура: Кстати, за новыми работами «Машины времени» следите?
Маргулис: Мне это не очень интересно, честно говоря. Потому что я примерно представляю, что за пластинка выйдет у них через пять лет и какая лирика ляжет в основу.
культура: Знаю, Вы неравнодушны к кинематографу. В частности, среди любимых фильмов неизменно называете «Неоконченную пьесу для механического пианино», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»...
Маргулис: Да, ленты Никиты Михалкова, что называется, цепляют. Вообще, кино люблю всей душой. Хожу на премьеры, а то, что не успеваю, смотрю в интернете. Другое дело, что сегодня у нас выходит не так много достойных картин. Возможно, не очень глубоко копал. В силу постоянного цейтнота вынужден доверять рекомендациям друзей. Хочу, кстати, в ближайшее время посмотреть фильм «Аритмия», о котором все мои близкие друзья отзывались очень хорошо.
культура: Что Вам ближе — студийная работа или концертная деятельность?
Маргулис: Конечно, второе. Ничто не заменит живого общения с публикой. Ощущение, когда ты можешь выплеснуть накопившуюся энергию, поделиться эмоциями и впечатлениями с конкретным адресатом — ни с чем не сравнимо. А студия... ну что такое студия? Это некое замкнутое пространство: мучаешься-мучаешься над произведением, а на концерте все равно каждый раз играешь по-новому.
культура: Чего бы сами себе, как артисту, пожелали?
Маргулис: Смею надеяться, во мне от рождения присутствует ироничное отношение к жизни. И вот именно это состояние хотелось бы, по мере возможностей, сохранить.
Фото на анонсе: Евгений Биятов/РИА Новости