Арии Аиды

Сергей КОРОБКОВ

28.02.2017

В новостях музыкального мира имя Аиды Гарифуллиной держится устойчиво с 2013 года, когда начинающая певица выиграла конкурс Operalia, учрежденный Пласидо Доминго, и получила контракт в Венской опере. Но только теперь сольный концерт дивы, покоряющей оперные и филармонические подмостки лучших залов мира, состоялся в Москве — на сцене Большого зала Консерватории.

К неполным тридцати годам уроженка Казани успела невероятно много. Сначала под приглядом матери — Ляйли Гарифуллиной, директорствующей в Центре современной музыки Софии Губайдулиной, освоила азы академического пения, затем продолжила обучение в нюрнбергской Высшей школе музыки и Венском университете музыки и исполнительского искусства. Выступала в ведущих партиях для высокого сопрано в Мариинском театре, Венской Staatsoper, участвовала в многочисленных концертах, пела кроссоверы и дуэты с итальянцами Алессандро Сафи́ной и Андреа Бочелли, выпустила дебютный альбом на звукозаписывающей фирме Decca Records и даже снялась в голливудской мелодраме образца 2016 года «Флоренс Фостер Дженкинс», оказавшись на съемочной площадке рядом с Мерил Стрип и Хью Грантом.

Кроме Шемаханской царицы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова и Наташи Ростовой в «Войне и мире» Прокофьева (обе оперы — в Мариинке), творчество русских композиторов в послужном списке Аиды пока не представлено, преобладают западноевропейские: Моцарт, Доницетти, Галеви, Верди, Гуно, Пуччини. Небесспорным «славянским» исключением, пожалуй, является недавно исполненная партия Ирины Прозоровой в «Трех сестрах» Петера Этвеша по пьесе Чехова и бесспорным — предстоящий дебют на сцене Парижской оперы в «Снегурочке» Римского-Корсакова по весенней сказке Александра Островского в режиссуре Дмитрия Чернякова.

В России Аида бывает нечасто, в основном с концертами в родной Казани и Москве, где пела с Пласидо Доминго. И вот теперь — в Большом зале Консерватории имени Чайковского с сольной программой, рачительно поделенной на две части: романсы и арии из русских опер плюс примыкающие к ним опусы Антонина Дворжака и зарубежный репертуар (Верди, Пуччини, Леонкавалло и Гуно). Приезд важный, концерт — показательный, исполнение, поддержанное Госоркестром имени Евгения Светланова под руководством немецкого дирижера Йохана Ридера, — гармоничное, если не сказать «цифровое».

Кажется, что возможные проблемы звуковедения для Гарифуллиной исключены изначально, она с одинаковой свободой распоряжается красивым и плотным от природы звуком что в центральном регистре, что на крайне высоких пределах вокальной строчки. Исполнение отточено по тактам и одновременно подкупает изумительными и длящимися периодами, составляющими единое целое с оркестровым сопровождением. Безупречное дыхание позволяет петь как говорить, расставлять нужные штрихи и акценты на длинных фразах, превращать пение в инструментальное звучание. Во внешне безукоризненной и по-современному «глянцевой» карьере молодой певицы таятся возможности наперед, и демонстрирует их она сама, приоткрывая в строго выверенном рисунке намеченных вокальных образов те глубины, о каких, наверное, и не догадывается.

По меньшей мере три из десяти включенных в программу сочинений (плюс два на бис) дали понять, чего можно вскорости ждать от Аиды. И это — ария Русалки из одноименной оперы Антонина Дворжака, Колыбельная Марии из «Мазепы» Чайковского, вторая ария Виолетты из «Травиаты» Дж. Верди. Словно неведомая светотень обняла благостные и слепящие фиоритуры певицы и превратила ее изящные песнопения в глубокую и драматическую исповедь женской души. Концерт тут же стал театром, голос задышал обжигающей страстью, «и на очи, давно уж сухие, набежала, как искра, слеза». Гарифуллина приехала в Россию, чтобы показать, какой мы ее увидим в ближайшем будущем, и визит на один-единственный день в Москву того стоил.


Фото на анонсе: Алексей Белкин/ТАСС