Этих лет не смолкнет слава

Александр МАТУСЕВИЧ

06.12.2016

Грандиозным концертом «80 лет служения России» на Исторической сцене Большого театра был отмечен юбилей двух ведущих музыкальных коллективов страны — Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова и Государственного академического Русского хора имени А.В. Свешникова.

Виновники торжества — лицо академической музыки Советского Союза и Российской Федерации — появились на свет в один год. Символично, что дебютный выход на сцену вновь образованного ГАСО СССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Эриха Клайбера в 1936-м состоялся все в том же Большом театре и был приурочен к VIII чрезвычайному Съезду Советов, принявшему новую Конституцию Союза. Самым первым выступлением Госхора руководил Александр Свешников, с которым коллектив был неразрывно связан на протяжении сорока лет, а теперь гордо носит его имя.

Восемь десятилетий — огромный и славный путь: исполнено бесчисленное множество сложнейших программ, освоены самые разные пласты симфонической и хоровой музыки. Гастроли оркестра и хора за прошедшие годы состоялись в городах России и других республик бывшего СССР, стран Европы, Азии, обеих Америк. На видеопроекции, сопровождавшей праздничный концерт, публика могла видеть внушительную вереницу портретов гениев, работавших с коллективами, — великих дирижеров, прославленных солистов, как отечественных, так и зарубежных.

Программа совместного юбилейного вечера, названного весьма символично — «80 лет служения России», оказалась обширной и необычной. В ней соседствовали как весьма популярные произведения («Элегия» Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса, «Монтекки и Капулетти» Прокофьева, «Песня о Родине» Дунаевского), так и редко исполняемые («Иисус Навин» Мусоргского, скрипичный концерт Бруха), миниатюры и фрагменты больших вокально-симфонических полотен. За дирижерским пультом сменяли друг друга маэстро Томас Зандерлинг и Кристиан Ярви, Евгений Волков и Александр Топлов.

Выступили и знаменитые солисты. Безукоризненный, аристократичный вокал архиповского класса явила великая Ольга Бородина в «Трепаке» из цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Виртуозностью и задушевностью блеснула в арии «Маргариты с жемчугом» из «Фауста» Гуно румынская сопрано Анита Хартиг. Яркий, мужественный тенор украинца Дмитрия Попова просолировал в первой части рахманиновских «Колоколов». Мягкой женственностью пленила игра Екатерины Мечетиной в финале хитового Первого фортепианного концерта Чайковского. Финалы скрипичных концертов Хачатуряна и Бруха с искренним воодушевлением сыграл Михаил Симонян (последний — в дуэте с альтистом Юрием Афонькиным). Единственный балетный номер программы — бессмертного «Умирающего лебедя» — эталонно станцевала балерина Большого Ольга Смирнова.

В концерте было немало ярких моментов. Один из них — выступление представителей братского грузинского народа: память о сотрудничестве с выдающимися композиторами и дирижерами (Тактакишвили, Канчели, Димитриади, Кахидзе) бережно хранят оба коллектива. Прозвучали два фрагмента из оперы Захария Палиашвили «Даиси»: ансамбль «Мцхета» вместе с Госхором исполнил под управлением Кахабера Онашвили «Цангала да гогона», а ансамбль «Сулико» с обоими юбилярами под управлением Реваза Джавахишвили — Песню Цангалы.

Не обошлось и без настоящей мировой премьеры. Впервые публично и всего лишь второй раз в истории (после закрытого прослушивания в далеком 1943-м) прозвучал проект Гимна СССР Сергея Прокофьева на известные каждому стихи Сергея Михалкова и Эль-Регистана. Гармонию архитектоники циклопического концерта поддержала своеобразная арка: в его начале оркестром был исполнен Торжественный коронационный марш Чайковского, а в финале — Коронационная кантата Глазунова, солировали петербургские вокалисты Полина Лаптева, Анастасия Михалевская, Роман Арндт и Евгений Чернядьев.

Весь вечер оба виновника торжества демонстрировали свои лучшие качества: мощь и виртуозность звучания, свободное владение разными стилями и при этом — всегда узнаваемый, фирменный звук русской исполнительской школы.